Источник: РБК 24.01.2019

В последнее время компании нередко сталкиваются с блокировкой счета в банке. Какой должна быть дисциплина и как минимизировать риск блокировки счета в кредитной организации
За последние несколько лет блокировка счета банком стала массовым явлением, которое влечет для клиентов существенные потери — как имущественные (от штрафных санкций, до расторжения договора с контрагентом, а также комиссия банка за перевод), так и репутационные. 

Следует отметить, что закон не содержит понятия «блокировка счета». Согласно федеральному закону от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — закон 115-ФЗ) блокирование (замораживание) безналичных денежных средств, ценных бумаг, имущества возможно только при наличии оснований причастности владельца к экстремистской деятельности или терроризму.

Что касается операций по счетам, то они могут быть приостановлены либо в их проведении может быть отказано. При этом владелец денежных средств не лишается права ими пользоваться, хотя и ограничен в действиях в рамках конкретного счета.

Тем не менее прижившийся в обиходе термин «блокировка счета» имеет право на существование как выражающий саму суть явления, с которым столкнулся бизнес.

Блокируя операции и счета своих клиентов, банки ссылаются на закон 115-ФЗ и инструкции Центробанка:

  • методические рекомендации № 18-МР «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (утверждены Банком России 21 июля 2017 года);
  • методические рекомендации № 19-МР «О повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт» (утверждены Банком России 21 июля 2017 года);
  • методические рекомендации № 5-МР «Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (утверждены Банком России 16 февраля 2018 года).

Если ранее вышеуказанные методические рекомендации регулятора являлись результатом синергии сформированной практики налогового и валютного законодательства, то в настоящий момент правила игры постоянно меняются и нынешние реалии диктуют представителям бизнеса необходимость отслеживать последние рекомендации ЦБ РФ. Например, одна из последних рекомендаций была дана в четвертом квартале 2018 года. Тогда регулятор направил банкам письмо с рекомендацией ужесточить мониторинг операций с автосалонами, магазинами и оптово-розничными рынками, которые бизнес стал использовать для обналички вместо банков, и блокировать счета при малейших подозрениях.

В этом письме регулятор императивно указывает банкам на увеличение размера такого критерия риска, как низкая налоговая нагрузка клиента, не превышающая 2% дебетового оборота, несмотря на то что последними общедоступными бизнесу рекомендациями по этому риску установлен барьер 0,9% (методические рекомендации № 18-МР). Следует отметить, что такие письма банки получают регулярно и лишь немногие из них становятся известными для представителей бизнеса, поэтому в 2019 году рекомендуется соблюдать минимальную дисциплину ведения банковского счета.


На что ориентируются банки


 Банки обязаны в силу ст. 7 закона № 115-ФЗ получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений, на регулярной основе принимать меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.

В дополнение к указанным в законе основаниям блокировки счета Центральный банк России выделяет еще несколько десятков. Их изучение может быть полезно для расширения кругозора, но в силу ст. 4 закона № 115-ФЗ о блокировке счета вы узнаете только после того, как он уже заблокирован, ибо банкам запрещено предварительное «информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов» (ст. 4 закона № 115-ФЗ).


Основные правила по защите счета от блокировки


1. Оплачивать налоги (больше 2% дебетового оборота) в каждом из банков, в которых открыты счета организации. При этом ЦБ РФ дает банкам указание обращать внимание на клиентов, искусственно завышающих размер уплачиваемых налогов и других обязательных платежей до значения 0,9% или незначительно его превышающих. То есть опасный порог превышает 0,9%. Однако, исходя из последних писем регулятора банкам, мы рекомендуем руководствоваться числом 2% дебетового оборота.

2. Задерживайте денежные средства, поступившие на счет, хотя бы на три дня перед последующей операцией по их списанию. Также по возможности воздержитесь от полного списания поступившей на счет суммы, поскольку согласно рекомендациям регулятора такое списание по счету не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной. По оценке регулятора, деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций. В письме ЦБ № 236-Т от 31.12.14 г. «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» приведен признак, характеризующий транзитные (сомнительные) операции: списание денежных средств производится в срок, не превышающий двух дней со дня зачисления.

3. Проводите «офисные» расходы по счету. В своей практике мы часто встречаем ситуации, когда компания покупает некоторые материалы или заказывает услуги неофициально, потому что так быстрее, дешевле, выгоднее (доводы могут быть различными). Речь идет о повседневных расходах на функционирование офиса — канцелярию, коммунальные платежи и арендную плату. Между тем банкиры целенаправленно ищут такие операции, поскольку они свидетельствуют о реальной деятельности компании. Если такие расходы по счету не проходят, то последует блокировка банковского счета и сотрудники банка потребуют объяснений.

В новых условиях рекомендуется отказаться от такой привычки: риски стали очень большими. Необходимо легализовать указанные расходы — оформлять официально и оплачивать товары и услуги поставщиков с расчетного счета. Это еще и позволяет уменьшить налог на прибыль, а для банков деятельность компании будет выглядеть более реальной. В случае если указанные расходы компания проводит по другому своему счету, придется предоставить соответствующие пояснения в банк, что аренду, коммуналку и канцелярию компания оплачивает через другой банк.

4. Предоставляйте документы, истребуемые банком, исключительно с описью и под роспись сотрудника банка, в полном соответствии с перечнем, указанным банком. Максимально подробно указывайте назначение платежа — это позволит банку не включать вас в перечень клиентов, операции которых не имеют «очевидного экономического смысла», что влечет обязанность банка обращать повышенное внимание на все операции и запрашивать по ним максимальное число документов (письмо Центрального банка РФ от 31 декабря 2014 года № 236-Т).

5. Не используйте один и тот же компьютер, телефон и т.д. для доступа к счетам разных организаций, так как в случае закрытия счетов одной организации все другие организации, доступ к счетам которых осуществлялся через те же технические устройства, а также при совпадении их представителей, находятся под угрозой блокировки счетов (п. 3 методических рекомендаций Центрального банка РФ от 21.07.2017 г. № 18-МР).

6. Снятие наличных денежных средств производите только на цели, связанные с оплатой труда и иными социальными выплатами, либо если оплата в безналичном порядке невозможна.

7. Внимательно изучайте договор с банком (заявление на открытие счета) и применяемые по нему документы банка (как правило, в договоре имеется ссылка на документы, размещенные на сайте банка).

8. Своевременно вносите изменения в ЕГРЮЛ, если расширили перечень видов хозяйственной деятельности. Платеж, назначение которого нехарактерно для указанных в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о видах деятельности (ОКВЭД) вашей организации, дает право банку такую операцию заблокировать.

9. Обеспечьте доступность информации о месте нахождения офиса на территории юридического адреса (указатели, таблички и т.п.), разместите информацию на сайте, адрес которого указан на бланке.

10. Не используйте для предпринимательской деятельности, в том числе для выплаты по договорам на закупку сырья, оплату работ и т.п., личные банковские карты — последнее влечет блокировку текущего счета, к которому открыта личная банковская карта.

11. Оспаривайте решение банка о блокировке, если считаете его незаконным, т.к. обратное может способствовать попаданию в черный список/стоп-лист, что в дальнейшем влечет отказы в открытии счетов практически в любых банках. Суды указывают, что именно банк должен подтвердить и доказать, что подозрения о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Отказ в открытии расчетного счета без такого обоснования признан судами всех инстанций неправомерным.

Исходя из нашей практики, основной проблемой несоблюдения указанных правил игры помимо блокировки счета является удержание с клиента банком в одностороннем порядке комиссии (штрафа) за перевод денежных средств в другой банк при закрытии заблокированного счета ввиду нарушения закона 115-ФЗ. Размер таких санкций в основном определяется в процентном соотношении от остатка денежных средств на счете и не зависит от степени нарушения закона 115-ФЗ. На практике в среднем это 10%, однако нам известны примеры и в 15–20%.

Соблюдение вышеизложенных основных правил позволит организациям минимизировать риски блокировки счета в 2019 году. В качестве основных рекомендаций для предотвращения спорной ситуации с банком можем рекомендовать:

а) учитывать рисковые операции по своим счетам и стараться не допускать их;

б) отвечать на запросы банка в указанные сроки (на практике этот срок составляет три рабочих дня) и согласно обозначенному перечню с обязательной фиксацией объема переданной информации (сопроводительные письма с описью приложений к нему), а если в срок запроса ответить не удается, то необходимо известить банк о возможном сроке предоставления информации;

в) по возможности привлекать консультантов на этапе получения по системе «Банк-Клиент» уведомления о блокировке дистанционного управления счетом и запроса на предоставление документов, поскольку именно на данном этапе клиентами совершаются ошибки, которые в последующем не позволят вывести клиента из поля подозрений службы финансового мониторинга банка.