Источник: РБК 24.12.2019

В 2019 году участились выездные проверки российских компаний, связанных с зарубежными. Как предвосхитить претензии налоговиков, рассказывает Яна Семеняка, руководитель практики «Международное право и налоги» компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»

Статья актуальна для российских компаний и собственников бизнеса:
  • у которых есть зарубежные холдинговые структуры;
  • которые работают за рубежом через свои иностранные торговые дома;
  • которые выплачивают дивиденды, роялти, проценты материнским иностранным компаниям.

Следующий, 2020 год обещает быть не менее продуктивным для налоговых органов. Начало такой активности было положено в 2018 году. Федеральная налоговая служба (ФНС) выпустила письмо № СА-4-9/8285@ от 28.04.2018 «О практике рассмотрения споров по применению концепции лица, имеющего фактическое право на доход (бенефициарного собственника)», которое нижестоящие налоговые инспекции должны использовать как универсальный инструментарий по борьбе со злоупотреблениями нормами международных соглашений. В основу сформированных правовых позиций легло около 20 значимых судебных споров.

Действующие соглашения об избежании двойного налогообложения РФ (по состоянию на 17 октября 2019 года у России 89 действующих соглашений, в том числе с Гонконгом, Сингапуром, Мальтой, Люксембургом, ОАЭ) содержат льготные налоговые ставки (0%, 5%, 10%) при выплате российскими компаниями дивидендов, процентов, роялти в адрес иностранных компаний.

Раньше для применения льготных ставок необходимо было получить от иностранной компании сертификат о налоговом резидентстве. Теперь необходимо доказать, что иностранная компания, получившая денежные средства от российской, является полноценным хозяйствующим субъектом и самостоятельно ведет реальный бизнес за рубежом.

Если у налоговых органов возникают подозрения, что денежные средства были выведены за рубеж не в рамках реальной хозяйственной операции, а для уменьшения налоговой базы в РФ, то они анализируют деятельность иностранной компании. Налоговики уделяют внимание ее финансово-денежным потокам, размеру прибыли, которая остается в иностранной компании, количеству сотрудников, наличию технической возможности выполнить объем работы в рамках общего оборота и количества заключаемых контрактов и т.п.

Налоговики считают применение преференций незаконным, если основными целями сделок оказываются выведение дохода, полученного в России, из-под налогообложения и формальное совершение операций ради использования преимуществ по международному соглашению.

Иностранная компания должна:

  • обосновать необходимость совершения сделок (операций);
  • обосновать необходимость вовлечения иностранных компаний в структуру бизнеса и сделок (операций);
  • предоставить доказательства разумности сделанного выбора и обоснованности предпринимательского риска.

Российские юридические лица, выплачивающие доход иностранной компании, должны предоставить доказательство того, что она является фактическим получателем дохода, а значит, самостоятельно ведет хозяйственную деятельность.

ФНС определяет, ведет ли компания самостоятельную хозяйственную деятельность, по следующим атрибутам:

  • наличие материальных и трудовых ресурсов у нерезидента;
  • денежные потоки с точки зрения транзитности;
  • характер финансово-хозяйственной деятельности.

ФНС понимает, что иностранная компания не ведет самостоятельную хозяйственную деятельность, по таким признакам:

  • вся ее прибыль формируется от источников в РФ (в частности, от одной российской компании);
  • она перенаправляет доход третьим лицам по различным основаниям;
  • ее расходы в несколько раз превышают доходы;
  • у нее отсутствует источник дохода, кроме дивидендов, процентов, роялти (доход от пассивной деятельности);
  • иной доход не существенен в соотношении с долей пассивного дохода;
  • дочерние компании существуют формально;
  • расходы на зарплату и социальные взносы незначительны или отсутствуют;
  • компания тратится только на бухгалтерское обслуживание и аренду офиса.

Если большинство этих признаков присутствует, то российской компании будет доначислен налог у источника выплаты дохода по максимальным ставкам (15% с суммы выплаченных дивидендов и 20% с суммы выплаченных процентов и роялти), а также штраф в размере 20–40% и пени за каждый день просрочки уплаты налога в бюджет.

В отношении торговых схем налоговые органы применяют такие же требования к налогоплательщикам, как и при выплате пассивного дохода за рубеж. Необходимо обосновывать и доказывать экономическую целесообразность и необходимость работать не напрямую с производителями, а с иностранными торговыми компаниями.

Согласно п. 2 ст. 309 Налогового кодекса (НК) РФ, доходы иностранной организации, у которой нет представительства в России, от продажи товаров, имущественных прав, проведения работ и оказания услуг не подлежат обложению налогом у источника.

В сделках с торговыми компаниями существует другой риск. Если налоговые органы докажут, что иностранная компания (поставщик товаров) искусственно создана для оптимизации налогов в РФ, то сумма, которую она получила за товар от российской компании (покупателя), может быть исключена из расходной части российской компании.

Ранее доказать реальность деятельности иностранной компании было достаточно сложно ввиду отсутствия на практике обмена информацией между налоговыми органами государств. Сейчас механизм обмена информацией между странами работает на достаточно высоком уровне (речь идет не об автоматическом обмене информацией, а по запросу). Поэтому постепенно начинает формироваться подобная практика с торговыми иностранными компаниями.

Если российской компании необходимо создать собственную торговую компанию за рубежом для минимизации указанных выше рисков, надо придерживаться следующих рекомендаций.

  1. Не использовать офшорные юрисдикции (BVI, Панама, Белиз, Сейшелы и иные).
  2. Не учреждать партнерства c офшорными компаниями (в частности, английские LLP).
  3. Расходы компании должны коррелировать с ее заявленной деятельностью.
  4. В компанию должны быть трудоустроены сотрудники с реально действующими должностными обязанностями.
  5. Не использовать массовых директоров.
  6. Представители компании должны вести взаимодействие с заводами-производителями: переписка, встречи, переговоры. Их необходимо фиксировать в протоколах встреч.
  7. Компания должна иметь офис и оплачивать расходы на основании договора аренды.
  8. Кроме перепродаж компания должна брать на себе дополнительный функционал (аренда склада, транспортно-экспедиционные услуги и т.п.).
  9. Компания должна иметь техническую возможность оказывать сопутствующие услуги. К примеру, на основании договора на иностранную компанию дополнительно возложен фитосанитарный контроль груза. Очевидно, что его может произвести только специалист. Если такого специалиста нет в штате — значит, иностранная компания должна его нанять на основании договора. В противном случае перечисление иностранной компании денег за подобный функционал будет необоснованным. Налоговые органы признают неправомерным учет этих сумм в составе расходов по налогу на прибыль у российской компании.
  10. Компания должна обязательно иметь сайт, выделенную телефонную линию, вывеску.
  11. Условия работы через нее должны быть более экономически выгодными, чем работа напрямую с производителями, и эта экономическая выгода должна быть обоснованна.

Усиление валютного контроля во всех странах привело к достаточно большой проблеме, которая стоит перед всеми вновь созданными торговыми компаниями, — открытию банковского счета.

Деятельность иностранных компаний является для банка операционной: она связана с большим количеством транзакций и наличием небольшого количества средств на счете компании по сравнению с ее оборотом. Банкам не очень интересна такая специфика деятельности. К тому же ввиду большого количества операций они обязаны отслеживать «чистоту» поставщиков и покупателей иностранной торговой компании. Иначе правоохранительные органы могут обвинить их в содействии финансированию терроризма или легализации денежных средств, полученных преступным путем.

Поэтому, открывая счет, компания должна предоставить банку всю необходимую информацию, а именно:

  • подробное описание бизнес-процесса и название сайта;
  • полный комплект документов по всей владельческой структуре вплоть до конечного физического лица с подтверждением его дохода и происхождения денежных средств;
  • полный перечень поставщиков и покупателей со ссылками на сайт;
  • драфты внешнеэкономических контрактов, планируемых к заключению;
  • размер предполагаемого оборота и прибыль.

Быстро меняющаяся практика в отношении налогового администрирования и валютного контроля диктует свои требования. Отслеживание текущих тенденций и требований, а также выполнение соответствующих рекомендаций позволяют грамотно и безболезненно отстроить бизнес за рубежом.