Источник: РБК 22.05.2020

Одна из функций валютного контроля — защитить российскую экономику от оттока капиталов. Но эффективна ли эта мера в условиях коронавируса? Рассмотрю изменения в валютном законодательстве РФ, в том числе меры, принятые в период пандемии
Российский бизнес сталкивается с колоссальными вызовами. Как сообщает Центробанк, «в результате совокупного воздействия разнонаправленных факторов» практически остановился приток иностранного капитала в экономику. Замедление оборота иностранных активов негативно сказывается на возможности кредитного финансирования российских предпринимателей.

В последние несколько лет ведомственные учреждения активно обсуждали вопрос смягчения валютного законодательства. Ключевыми инициативами были:

  • отмена «драконовских» штрафов за нерепатриацию валютной выручки;
  • предоставление отсрочки для получения валютной выручки;
  • изменение порядка отчетности за зарубежные счета.

Кроме того, Минэкономразвития предлагало полностью отменить уголовную ответственность за нарушение норм валютного законодательства и удалить из текста Уголовного кодекса РФ статью 193 об уклонении от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ.

На первом этапе либерализации был принят Федеральный закон от 02.08.2019 года № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Изменился порядок зачисления денежных средств на зарубежные счета, были частично отменены требования о репатриации выручки в российской валюте. Изменения вступили в силу с 1 января 2020 года.


Смягчение ответственности за нарушение валютного законодательства


  Кризис стал толчком для введения законодателем очередных послаблений в области валютного контроля. Федеральными законами № 72-ФЗ и № 73-ФЗ от 01.04.2020 был существенно пересмотрен порядок привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства. Теперь к резидентам, нарушившим требования о репатриации валютной выручки (ч. 4, 4.1 и 5 КоАП РФ), наряду с административным штрафом может применяться санкция в виде предупреждения.

Согласно общим правилам, предупреждение назначается, если резидент впервые совершил административное правонарушение и не причинил вреда/не создал угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, не создал угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не нанес имущественного ущерба (ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ). Полагаю, что для резидентов, впервые нарушивших требования о репатриации валютной выручки, будет применяться наказание в виде предупреждения.
Ст. 15.25 КоАП РФ («Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования») дополнена частью 5.2. Она определяет ответственность за нарушение резидентом требований о репатриации валютной выручки, если сумма валютных операций в течение одного года превышает 100 млн руб. и действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Статья предусматривает административный штраф в размере одной сто пятидесятой ключевой ставки Центробанка от суммы средств, зачисленных с нарушением срока, за каждый день просрочки. При незачислении валютной выручки размер штрафа составит от трех четвертых до одного размера суммы незачисленных денежных средств. В случае повторного совершения резидентом правонарушения, предусмотренного ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ, резидент (ИП, должностное лицо организации) будет подлежать уголовной ответственности по статье 193 УК РФ («Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации»).

Частью первой этой статьи введено новое условие привлечения к уголовной ответственности — лицо было подвергнуто административному наказанию за нарушение ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ. Крупный размер деяния изменен с 9 млн руб. на 100 млн руб., особо крупный — с 45 млн руб. на 150 млн руб.


Приостановление проверок налоговыми органами


  В связи с ухудшением экономической ситуации из-за распространения коронавируса правительство приняло постановление от 2 апреля 2020 года № 49 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики». Среди прочих мер до 31 мая 2020 года приостановлено инициирование и проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ. Исключения составляют случаи, когда на дату вступления в силу постановления (06.04.2020) выявлены нарушения, срок давности привлечения к ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 года. Вероятнее всего, после этой даты проверки возобновятся. Срок приостановки могут продлить лишь в случае ухудшения эпидемиологической обстановки.

Обращаю внимание, что смягчение валютного законодательства и временная отмена проверок соблюдения валютного законодательства не означают отмену требований о репатриации валютной выручки резидентами. Сохраняются требования к порядку перечисления иностранной валюты на счета в уполномоченных банках и иные нормы российского валютного законодательства. В связи с этим рекомендую незамедлительно предпринять следующие меры:

  1. Проанализировать структуру внешнеэкономических сделок в части порядка и формы расчетов, способа обеспечения обязательств, механизма разрешения разногласий с иностранным контрагентом и иных условий;
  2. В случае возникновения спорной ситуации немедленно предпринять все возможные меры, предусмотренные договором и деловой практикой для обеспечения возврата валютной выручки (ведение переговоров, претензионной работы, обращение в ТПП РФ);
  3. Заключить дополнительные соглашения с контрагентом об изменении сроков исполнения денежных обязательств;
  4. В случае необходимости принять меры по реструктуризации сделок с иностранными контрагентами.