Источник: РБК 10.06.2020

В 2022 году налоговый мониторинг, пока доступный лишь избранным, станет более распространен. Как изменятся требования к желающим перейти на этот режим налогового контроля, рассказывает Александр Земченков, юрист компании «Лемчик, Крупский и партнеры»
В конце февраля правительство утвердило Концепцию развития и функционирования системы налогового мониторинга. Она определяет основные направления (этапы) развития и функционирования системы. Цель реализации концепции — повышение качества и эффективности налогового контроля при помощи высокотехнологичных решений, а также упрощение и облегчение взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Что такое налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг — это особая форма налогового контроля, введенная в Налоговый кодекс еще в 2015 году. Ее особенность состоит в том, что организация предоставляет налоговому органу удаленный доступ к своей учетной системе, а также бухгалтерской и налоговой отчетности. Налоговый мониторинг имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами контроля:

  • освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством) и, соответственно, от затрат, связанных с их администрированием;
  • сокращение объема истребуемых налоговым органом документов;
  • возможность получения мотивированных мнений налогового органа по сложным вопросам учета;
  • отсутствие штрафов и пеней;
  • дополнительное подтверждение репутации добросовестного налогоплательщика.

Как изменится система в 2022 году

Поэтапное снижение показателей


Самая интересная мера, предусмотренная концепцией, — это поэтапное снижение показателей, при которых принимается решение о проведении налогового мониторинга. В настоящее время показатели установлены на следующем уровне:

  • совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате за предыдущий календарный год, составляет не менее 300 млн руб.;
  • суммарный объем доходов за предшествующий календарный год — не менее 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов на 31 декабря предыдущего года — не менее 3 млрд руб.

  Концепция указывает на существенное снижение этих показателей. Так, с 2022 года организация сможет обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, если:

  • совокупная сумма налога, подлежащего уплате за предшествующий календарный год, составляет 100 млн руб. (будет рассчитываться с учетом сумм налога на доходы физических лиц и страховых взносов);
  • суммарный объем полученных доходов за предшествующий календарный год — 1 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов на 31 декабря предыдущего года — 1 млрд руб.   


Меньше условий

Кроме того, довольно неожиданным положением концепции стала отмена обязанности соответствия плательщика одновременно всем трем условиям. Для подачи заявления о переходе на налоговый мониторинг достаточно будет соответствовать только одному критерию. С учетом трехкратного снижения показателей это однозначно позволит расширить перечень плательщиков, которые смогут рассмотреть для себя возможность перехода на налоговый мониторинг. Такие изменения позволят вывести данную форму контроля из класса «только для избранных», превратив ее в широко распространенную модель взаимодействия с налоговыми органами.


Никаких налоговых проверок

Следующий важный этап, который отражен в концепции, — это отказ от налоговых проверок. Оснований для проведения камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков, находящихся на налоговом мониторинге, и сейчас немного, но разработчики концепции решили пойти дальше. В ней прямо указано на упразднение таких оснований для налоговой проверки, как подача деклараций по налогу на добавленную стоимость или по акцизам с заявленной суммой к возмещению из бюджета, подача уточненных налоговых деклараций. Налоговая будет выносить решения по проверкам в рамках мониторинга, в том числе в целях обеспечения возмещения заявленных сумм налога на добавленную стоимость и акцизов.
Даже неисполнение мотивированного требования налогового органа не приведет к выездной налоговой проверке, а соответствующее решение по данному основанию будет выноситься в рамках налогового мониторинга. Замкнуть в рамках налогового мониторинга планируется и досудебное обжалование данных решений.


Информационное взаимодействие

Концепция также предусматривает развитие информационного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками. Раздел довольно широк, поэтому упомяну основные меры, направленные на установление единых стандартов. Так, ФНС поручено разработать и утвердить единые требования к порядку организации и к предоставлению налоговым органам доступа к информационным системам плательщиков, а также требования, предъявляемые к самим информационным системам. Налогоплательщики будут выгружать документы (информацию) в информационные системы в определенных форматах. В том числе планируется разработать структурируемый машиночитаемый формат представления договоров в электронной форме.

Концепция также возлагает на налоговый орган обязанность по разработке порядка выявления, оценки и ведения карты отраслевых рисков участников налогового мониторинга. Мера направлена на то, чтобы исключить необходимость проверки всех операций налогоплательщика. Применение риск-ориентированного подхода позволит проверять только те операции, которые, согласно ранее собранной информации, содержат или могут содержать элементы риска. То есть за каждой отраслью будут закреплены «проблемные операции», которые и должны будут подвергаться тщательному контролю.

Предусматривается совершенствование требований к системе внутреннего контроля (СВК). Должны быть разработаны формы и форматы документов (информации) по тестированию и оценке эффективности СВК для целей налогового мониторинга.

Будет проведена дальнейшая интеграция налогового контроля в информационные системы плательщиков и его автоматизация. Для этого планируется внедрить специальные программы автоматического поиска ошибок и нарушений. Они будут оперативно проверять полноту и целостность данных учета, восстанавливать хронологическую последовательность отражения всех операций в учетной системе, а также определять наличие всех подтверждающих первичных документов.


Требования к информационным системам налогоплательщиков

Авторы концепции не обошли стороной и информационные системы налогоплательщиков. К ним появятся новые требования:

  • в системе должны использоваться механизмы криптографической защиты информации и иные аналогичные механизмы, позволяющие подтвердить подлинность, неизменность, полноту и хронологическую последовательность данных;
  • система должна быть интегрирована с личным кабинетом налогоплательщика, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru (в личном кабинете должна публиковаться информация о результатах налогового мониторинга, в том числе о выявленных налоговым органом рисках);
  • у системы должен быть функционал для совместной оценки уровня организации СВК и ее достаточности для управления рисками, идентифицируемыми в целях налогового мониторинга;
  • в системе должен формироваться стандартный файл налогового контроля, обеспечивающий автоматический запуск и выполнение всех необходимых контролей в режиме реального времени;
  • система должна автоматически формировать показатели налоговых деклараций, расчетов, отчеты, сводные и аналитические регистры налогового и бухгалтерского учета, реестры документов, а также расшифровывать эти показатели до самой операции (сделки).

Таким образом, в будущем налогоплательщики больше не смогут использовать информационные системы (витрины данных) только с функционалом обмена файлами с налоговым органом.


Какого эффекта ждут разработчики новых мер


  По мнению разработчиков концепции, с которым нельзя не согласиться, эти мероприятия позволят расширить перечень потенциальных участников налогового мониторинга. По их оценке, уже в 2022 году этот показатель вырастет не менее чем до 3879, а в 2024 году — не менее чем до 7827 налогоплательщиков (в настоящее время на контроль в такой форме вправе рассчитывать около 2 тыс. компаний).

Также разработчики полагают, что реализация положений концепции позволит:

  • ежегодно увеличивать количество плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, на 20%;
  • повысить уровень доверия налогоплательщиков и тем самым увеличить количество запросов мотивированных мнений по планируемым сделкам (операциям);
  • повышать долю автоматических и автоматизированных контрольных процедур, выполняемых в рамках налогового мониторинга, на уровне не ниже 20% в год.

Естественно, как уже было указано ранее, после существенного снижения показателей условий режим налогового мониторинга и его преимущества станут доступны для большего круга плательщиков. Но дополнительные требования к информационным системам потребуют их совершенствования. Потенциальным участникам налогового мониторинга придется нести дополнительные издержки. Это может стать камнем преткновения при принятии решения о переходе на данный режим налогового контроля.
Вместе с тем потенциальным участникам уже сейчас стоит рассмотреть для себя возможность перехода на налоговый мониторинг. Будущие критерии четко обозначены, а значит, уже сейчас можно:

  • понять, подпадает под них ваша организация или нет;
  • начать дорабатывать систему внутреннего контроля и прорабатывать регламент инфообмена со своей инспекцией;
  • приступить к разработке будущей системы информационного обмена (витрины данных) или хотя бы оценить издержки на нее. Это позволит максимально подготовиться к переходу на налоговый мониторинг в 2022 году.