Источник: Финансовый менеджер 26.06.2020

Текущая ситуация, сложившаяся в мире в связи с пандемией коронавируса и принятием правительствами разных стран ограничительных мер, отразилась на бизнесе самым неблагоприятным образом. Одним компаниям обстоятельства диктуют потребность открытия новых источников финансирования, чтобы покрыть существующие издержки и пережить кризис, к другим же уже пришло осознание, что после кризиса их бизнес выжить не сможет, и его нужно продать, в том числе конкуренту, как можно быстрее, или привлечь инвестора.

В последние месяцы можно наблюдать общее снижение бизнес-активности, однако уже сейчас очевидно, что рынок M&A определенно не будет «пустым». В период кризиса и после него активизируются многие участники оборота, которые готовы скупать действующие компании или инвестировать в самые разные отрасли.

Последние широко освещаемые сделки показывают, какой сектор на данный момент наиболее привлекателен для инвесторов: речь идет о рынке цифровых технологий. С началом нового кризиса многие компании осознали — а к некоторым это осознание пришло уже давно — необходимость перейти на новый формат работы и перевести часть своего бизнеса в онлайн. Всем стало ясно, какую ценность собой представляет цифровой бизнес: начиная от онлайн-кинотеатров и заканчивая интернет-сервисом доставки еды.

Так, например, была закрыта сделка Сбербанка и Mail.ru Group по созданию совместного предприятия в сфере цифровых технологий, которое будет объединять различные сервисы: услуги такси, доставка еды и пр. Несмотря на то что сделка была запланирована уже давно, ее закрытие совпало с периодом, когда такие сервисы стали наиболее популярны и актуальны.

Однако не только цифровые технологии могут интересовать бизнесменов. Инвесторы после завершения кризиса захотят вложиться в «просевший» бизнес, который рано или поздно восстановится и принесет свои дивиденды.

Так, например, недавно стало известно, что компания, входящая в АФК «Система», — Cosmos Hotel Group, изначально планировавшая построить сеть бизнес-отелей, — теперь намерена купить гостиницы, не пережившие кризис, что обойдется ей в разы дешевле. Туристическая отрасль в целом и гостиничный бизнес в частности оказались в самом эпицентре событий и в новых реалиях потеряли большую часть своих доходов. По этой причине они вынуждены продать часть своих ценных активов, и те, кто хотел расширить свой номерной фонд, получат возможность сделать это по более низкой цене, чем это могло быть изначально.

***

Кризис открыл путь «быстрому» инвестированию, когда инвестиционное решение должно быть принято в самые сжатые сроки. Однако при принятии решения о том, куда лучше вложить свои деньги, следует, насколько это возможно, оценить свои потенциальные риски и максимально их снизить.