Источник: Имущественные отношения в РФ 28.08.2020

В период пандемии наблюдался активный всплеск мероприятий по проведению предпроверочного анализа выездных налоговых проверок.
Причиной тому стали ограничения в работе налоговых органов, связанные с Положениями Приказа ФНС России от 20.03.2020 г. и Постановлениями Правительства № 409, 792. Данными нормативными правовыми актами было приостановлено проведение выездных налоговых проверок, а также всех контактных мероприятий. Однако, несмотря на существующие запреты, налоговые органы продолжили свою работу.
Так, налоговики активно занимались аналитикой информации и проведением комплекса мероприятий, обычно предшествующих проведению выездной налоговой проверки. Самая высокая активность наблюдалась в выставлении требований вне рамок выездных налоговых проверок, поскольку формального запрета на выставление требований в рамках пункта 2 статьи 93.1 НК РФ не было. Результатом активной работы налоговых органов по проведению предпроверочного анализа стало массовое направление информационных писем, направленных на «добровольное побуждение налогоплательщиков» скорректировать декларации.

Фактически, в период пандемии стала закрепляться концепция проведения выездной проверки еще до ее начала, а именно посредством предпроверки. Решение о проведении проверки выносится только в том случае, если Инспекция ФНС в ходе предпроверочного анализа видит суммы потенциальных доначислений и имеет уверенность в том, что сможет их упаковать в акт налоговой проверки.

Таким образом, крайне важно для налогоплательщиков на этапе предпроверочного анализа выстроить диалог на языке налогового органа, снизить его «аппетит» и не попасть в план проведения выездных налоговых проверок. Однако, к сожалению, на практике налогоплательщики недооценивают важность указанного этапа в налоговом администрировании.

Стоит отметить, что поскольку налоговые органы продолжали работать в период пандемии, постольку это позволило им без течения сроков более глубоко изучить деятельность проверяемого лица. Налоговые органы в период пандемии качественно провели аналитику, сформировали детальные вопросы для допросов и требований, дополнили акты налоговых проверок и решения, составили дальнейший план проведения мероприятий налогового контроля и др.
Ограничения по работе налоговых органов были сняты приказом от 09.07.2020 г. № БС-7-2/437@. В пункте 2 приказа указано, что следует осуществлять проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т.п.), с учетом решений высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации и методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.

После снятия ограничений наблюдается повышенная активность налоговых органов по выставлению значительного количества требований налогоплательщикам по всем текущим проверкам. Фактически, налоговые органы применяют «Ускоренный механизм» администрирования. Для многих экспертов очевидно, что после отмены ограничительных мер главной задачей налоговых органов будет обеспечение доходной части бюджета, в связи с чем последует ужесточение налогового контроля.
Данные обстоятельства продиктованы следующими факторами: в период пандемии снизился объем поступлений денежных средств в бюджет, некоторые категории налогоплательщиков получили послабления в виде льгот по уплате налогов, активно выплачивались субсидии пострадавшим отраслям экономики, происходило субсидирование кредитов для пострадавших отраслей, увеличены расходы на устранение последствий пандемии (строительство больниц, выплаты медработникам и т.д.).

Также в период пандемии налоговые органы стали увеличивать объем онлайн-взаимодействия с налогоплательщиками. Так, в соответствии с приказом ФНС России от 20.03.2020 г. № ЕД-7-2/181@ было рекомендовано уведомлять налогоплательщиков о возможности рассматривать дела с использованием каналов видеоконференцсвязи, а также подписывать протоколы при помощи ТКС.
Налоговики активно стали использовать «Программный Комплекс Видеоселектор». Такой формат взаимодействия в период пандемии сотрудниками налоговых органов активно практиковался для рассмотрения материалов камеральной проверки, получения пояснений, проведения комиссии по легализации. Таким образом, онлайн-мероприятий становится больше.
Эта тенденция также связана с опасениями по принятию ограничительных мер в период второй волны пандемии. Уже сейчас в некоторых развитых странах начинается вторая волна пандемии, в частности в США, ИЗРАИЛЕ, ЯПОНИИ, АВСТРАЛИИ, то есть вторая волна зафиксирована практически на всех континентах.
Высока вероятность того, что в период новой волны пандемии будут введены ограничения на работу налоговых органов, схожие с ограничениями первой волны. Прежде всего это может коснуться контактных мероприятий и проведения выездных налоговых проверок. В период до ослабления ограничений положения Приказа ФНС России от 20.03.2020 г. и Постановлений Правительства № 409, 792 фактически установили запрет на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках выездных налоговых проверок. Как известно, было приостановлено назначение выездных проверок, а также проведение действующих, было приостановлено течение сроков, предусмотренных статьями 100, 101, 101.4 НК РФ, установлено продление сроков на 20 дней на представление ответа на требования, сняты санкции, предусмотренные статьей 126 НК РФ.
Однако не стоит на это уповать, поскольку не трудно предположить, что в период второй волны могут быть использованы уже приспособленные в период пандемии механизмы администрирования. Так, у налоговых органов расширился инструментарий онлайн-взаимодействия с налогоплательщиками, в частности участилась практика применения «Программного Комплекса Видеоселектор». Данные возможности могут стать основанием для более гибкого подхода со стороны налоговиков в период второй волны.

Также необходимо отметить, что налоговые органы даже в период усиления ограничительных мер применяли «Креативные подходы» к проведению выездной проверки, несмотря на запрет на ее проведение. Поскольку не было приостановлено проведение камеральных налоговых проверок и направление запросов вне рамок проверок, налоговые органы креативным образом использовали эту возможность для проведения выездных проверок. Приведем примеры таких маневров, используемых налоговыми органами в их работе в период действия запрета на проведение проверок: в рамках запроса статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговики запрашивали документы по текущей выездной налоговой проверке, выходя за периметр камеральной проверки. Или приведем другой пример: в запросе, направленном вне рамок проверок в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ могут сделать запрос не по конкретной сделке, а по всему периоду проведения выездной проверки, фактически нарушая запрет на проведение выездной проверки. Также участились случаи, когда налоговый орган в требовании о предоставлении пояснений в рамках статьи 31 НК РФ может запрашивать документы или провести аналог допроса через выставление требование.

К сожалению, в нашей практике были зафиксировали случаи, когда налоговым органом вопреки действующим запретам игнорировались положения Приказ ФНС России от 20.03.2020 г. и Постановления Правительства № 409, 792, вследствие чего были выставлены требования в рамках выездной проверки.

Таким образом, налоговые органы активно адаптируются к новым реалиям взаимодействия с налогоплательщиками в условиях ограничительных мер и уже сейчас накоплен значительный опыт для проведения налогового администрирования в рамках действия ограничительных мер, связанных с возможным приходом второй волны пандемии в России.