Источник: Лемчик, Крупский и Партнеры 12.01.2021

С 10.01.2021 года вступили в силу положения Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ, которые внесли изменения касательно операций, по которым Росфинмониторинг осуществляет обязательный контроль. Внесение данных изменений получило широкую огласку в СМИ, однако, не все источники дают адекватную правовую оценку вносимым изменениям.
По нашему мнению, изменения в целом продолжают общий вектор борьбы Банка России и ФНС со схемами ухода от налогов или обналичивания средств.

Далее приведены изменённые нормы закона, а также нововведения.

Уточнения:
Для юридических лиц и ИП:
  • Зачисление и снятие средств на счет юр. лица в наличной форме на сумму от 600 тыс. рублей (подп. 1 п. 1 ст. 6). Ранее Росфинмониторинг контролировал подобные операции, если они не обусловлены характером деятельности компании. Согласно новым правилам операции с наличностью будут контролироваться независимо от характера деятельности организации;
  • Зачисление или списание денежных средств на сумму от 600 тыс. рублей на счет (вклад) юр. лица или иностр. структуры без образования юр. лица, период деятельности которых не превышает 3 месяца со дня их регистрации, либо если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия (подп. 3. п. 1. ст. 6). В предыдущей редакции отсутствовало указание на иностранную структуру;

Для физических лиц:
  • Операции, относящиеся к передаче или выплате физлицу выигрыша в результате азартной игры либо выигрыша гражданина в результате лотереи (если сумма свыше 600 тыс. рублей) (абз. 7-9 подп. 4 п. 1 ст. 6). В новой редакции добавили передачу физическому лицу выигрыша.

Для всех субъектов:
  • Операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 млн рублей (сведения в Росфинмониторинг предоставляют банки) (п. 1.1. ст. 6). Ранее под контролем были только сделки, в результате которых осуществляется переход права собственности.

К таким операциям могут относиться:
- расчеты в рамках сделок, предметом которых является уступка права (требования) на объект недвижимого имущества;
- расчеты в рамках договоров, предметом которых является еще не созданный объект недвижимого имущества (например, договоров инвестирования, договоров долевого участия в строительстве, договоров уступки права требования по договору инвестирования);
- расчеты в рамках предварительных договоров;
- операции зачисления/списания на счета/со счетов эскроу;
- операции расчетов по аккредитивам.

Нововведения:
Для всех субъектов:
  1. Операции с цифровыми финансовыми активами (криптовалюта и т.п.) от 600 тыс. рублей (подп. 5 п. 1 ст. 6);
  2. Операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) на сумму от 600 тыс. рублей (п. 1.6 ст. 6);
  3. Операции почтовых переводов на сумму от 100 тыс. руб. (п. 1.7 ст. 6);
  4. Операции по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи на сумму от 100 тыс. руб. (п. 1.8 ст. 6);


Все эти ограничения по суммам в рублях распространяются на эквивалентные суммы в иностранной валюте.

При этом из перечня подлежащих обязательному контролю операций с денежными средствами или иным имуществом, сумма по которым равна или превышает 600 тыс. рублей (либо эквиваленту в иностранной валюте), исключены:
  • обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
  • перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
  • переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.


Таким образом, вступившие в силу изменения являются продолжением автоматизации контроля со стороны государства за неуплатой налогов и обналичиванием денежных средств. Однако существенных изменений в обращении наличных денежных средств данным законом не предусматривается. Каких-либо новых ограничений по снятию наличных с банковского счета для физических лиц рассматриваемым законом также не устанавливается.

Принятые поправки в целом ужесточают контроль за оборотом наличных денег и безналичных расчетов. Так, применение ряда ранее использовавшихся схем с обналичиванием денежных средств, становится затруднительным (почтовые переводы, остатки за неиспользованные услуги мобильной связи и т.п.).