main.jpg



Закроют ли «Окно в Европу»? ОЭСР против инвестиционных виз и паспортов

Гражданство или резидентство стран Европейского союза (ЕС) может быть приобретено состоятельными лицами, в качестве своеобразной «подушки безопасности», уверенности в завтрашнем дне или, например, в качестве подтверждения его элитарного статуса. Высокий спрос на гражданство стран ЕС, порождает соответствующее предложение. Все это характеризует инвестиционную миграцию, как растущую, мультимиллиардную индустрию.

Правила данной индустрии определяются правительствами государств-участников ЕС, которые демонстрируют свое благорасположение одномоментному получению прибыли с долгосрочными последствиями, с одной стороны, и четкими критериями, строгой регламентацией правил получения гражданства/ВНЖ, с другой стороны. Кроме того, не отменяется контроль со стороны собственно ЕС за рисками в виде коррупционного фактора от приобретения гражданства и угрозе целостности самого ЕС.

На сегодняшний день, четыре государства-участника ЕС предлагают паспорта и 12 выдают так называемые «золотые» визы инвестора (ВНЖ). Три государства – Болгария, Кипр, Мальта – реализует обе программы.

За последние десять лет гражданство ЕС приобрели более чем 6000 человек, и около 100 000 человек приобрели вид на жительство(ВНЖ) посредством получения золотой визы.

Испания, Венгрия, Латвия, Португалия и Соединенное Королевство предоставили самое большое количество золотых виз – около 10 000 от каждого государства – для инвесторов и их близких. Далее по списку идут Греция, Кипр и Мальта.

Ни одно из государств-участников ЕС, выдающих гражданство или ВНЖ в обмен на инвестиции, за исключением Австрии и Мальты, не публикуют данные о лицах, получивших гражданство или ВНЖ.

Суммы инвестиций варьируются от государства к государству. Так, например, ВНЖ может стоить 250 000 евро в Греции и Латвии, в то время как паспорт гражданина Кипра стоит 2 000 000 евро. Сумма может достигать 10 000 000 евро, например, если речь идет о получении резиденства в Австрии.

Программа инвестиций в обмен на ВНЖ привлекло 25 млрд. евро прямых инвестиций в ЕС за последнее десятилетие.

Испания, Кипр, Португалия и Соединенное Королевство, как лидеры данного списка, ежегодно получают, в среднем, 976 млн., 914 млн., 670 млн., и 498 млн. евро, соответственно.

В относительных величинах, цифры для малых стран особенно для Кипра и Мальты ощутимы.

Благодаря продаже гражданства Кипр привлек 4,8 млрд. евро с 2013 года, Мальта – около 718 млн. евро с 2014 года в виде прямых иностранных инвестиций.

Конечно, у такого потокового подхода к выдаче гражданства или ВНЖ, есть свои противники, ратующие за большую открытость данных в этом отношении, о необходимости сохранения интеграции ЕС, обеспечении безопасности ЕС, о необходимости разработки более высоких стандартов due diligence для каждого случая.

Так, например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), как главная движущая сила по борьбе с уклонением от уплаты налогом и офшорами выказала свои опасения, в отношении данной индустрии, в связи с тем, что наличие у лица нескольких гражданств или ВНЖ позволяет налогоплательщику стать налоговым резидентом любой юрисдикции для целей банковского комплаенса и не уплачивать налоги на родине. По мнению ОЭСР, наличие гражданства или ВНЖ у лица может стать угрозой для автоматического обмена в рамках единого стандарта отчетности (CRS — Common Reporting Standard).

Для определения гражданства/ВНЖ лица ОЭСР рекомендует банкам при наличии обоснованных подозрений о фактах уклонения от уплаты налогов задать четыре простых вопроса:

-       получил ли клиент банка гражданство или резидентство за инвестиции?

-       имеет ли клиент право на проживание в иных государствах?

-       проживал ли клиент более 90 дней в другой стране в предшествующем году?

-       в какой юрисдикции клиент сдавал свою налоговую декларацию в предыдущем году?

При осуществлении процедуры KYC банки уже сейчас оценивают у своих клиентов наличие постоянных адресов, включая правовое основание для их идентификации, а также наличие местных телефонных номеров страны, которую клиент указал в качестве налоговой юрисдикции.

Более того банки могут принимать во внимание место совершения значительного числа операций своими клиентами, их частоту и место нахождения контрагента. Данные о фактическом потреблении воды или электричества, счета за коммунальные услуги уже запрашиваются в качестве подтверждения нахождения лица в какой-либо стране, не говоря о возможности видеонаблюдения в общественных местах, как, например, это возможно в Монако.

Программы островных государств (например, Карибского полуострова) вне ЕС также могут почувствовать влияние нового стандарта, поскольку одним из плюсов гражданства, например, Карибских островов является безвизовое передвижение в ЕС.

Поэтому из года в год, под натиском ЕС, правительства государств-участников, выдвигают более строгие критерии соответствия для участников программ гражданства/ВНЖ в обмен на инвестиции, звучат предложения по улучшению процесса экспертизы репутации заявителей.

Кроме того, ожидается, что в конце ноября 2018 года Европейская Комиссия опубликует свой отчет в отношении программ гражданства/ВНЖ в обмен на инвестиции, и в него будут включены руководящие принципы для государств-членов в отношении их схем получения паспорта и/или ВНЖ за инвестиции.