main.jpg



Законопроект «О финансовых активах»

Предлагается на законодательном уровне определить такие понятия как криптовалюта, майнинг, криптобиржа, ICO, ввести регулирование деятельности криптобирж и ICO, а также в работу со смарт-контрактами.

20 марта в Государственную Думу поступил проект федерального закона «О цифровых финансовых активах» (далее- Законопроект). Как говорится в пояснительной записке, целями данного Законопроекта является урегулирование на законодательной основе финансовых активов, которые создаются и выпускаются при помощи цифровых финансовых технологий. Вместе с тем, Законопроект позволит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на законном основании привлекать инвестиции путём выпуска цифровых финансовых активом, таких как токен.

При первом анализе Законопроекта, необходимо отметить то, что он очень близок к проекту закона Минфина, который был выпущен ранее. Можно предположить, что основа настоящего Законопроекта взята из текста Минфина, но с некоторыми нюансами. Объем самого Законопроекта небольшой, текст разбит на 5 статей. В Законопроекте определяются многие понятие и термины, связанные с криптовалютой и ICO (Initial Coin Offering), описан порядок проведения ICO, а также выделены особенности деятельности криптобирж.

Законопроект регулирует отношения, которые возникают при создании, выпуске и обороте цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при смарт-контрактах.

Вводятся такие понятия как цифровой финансовый актив, оператор обмена цифровых финансовых активов, майнинг, криптовалюта, токен и другие. Цифровой финансовый актив является имуществом в электронной форме, право собственности которого удостоверяется путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. Важно отметить, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации. Криптовалюта считается видом цифрового финансового актива (то есть имуществом), которая создается и учитывается в распределенном реестре цифровых транзакций. Вводится понятие биржи — оператора обмена цифровых финансовых активов как юридическое лицо, совершающее сделки по обмену токенов на рубли или иностранную валюту. Деятельность данных лиц может регулироваться Федеральными законами «О рынке ценных бумаг» и «Об организованных торгах». Майнинг – это деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты.  Майнинг считается предпринимательской деятельностью только в случае, если в течение трех месяцев подряд майнинговая деятельность превышает установленные Правительством Российской Федерации лимиты. Смарт-контракт – договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной им последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств.

Законопроектом регламентируется процедура ICO. Во- первых, под ICO понимается выпуск токенов, а именно последовательность действий, направленные на отчуждение эмитентов токенов их приобретателям. Во- вторых, лимиты вложений лица, являющегося неквалифицированным инвестором, будут устанавливаться Банком России (в проекте Минфина этот лимит был установлен в размере 50 000 рублей). В- третьих, процедура выпуска токенов должна состоять из таких этапов как опубликование всей документации о выпуске (инвестиционный меморандум, оферта и иных документов) и заключение договоров на отчуждение и оплату токенов их приобретателями. Подробно описано обязательное содержание оферты о выпуске токенов и инвестиционного меморандума. В частности, в публичную оферту должна быть включена следующая информация: сведения об эмитенте и его бенефициарах, сведения о лице, осуществляющем депозитарную деятельность, цена приобретения токена и порядок ее определения, сведения о максимальной сумме, на которую могут приобрести неквалифицированные инвесторы и другая. Обязательное требование к публичной оферте: она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью эмитентом. Инвестиционный меморандум должен содержать сведения об эмитенте, акционерах, о целях выпуска токенов и направления использования средств, правах владельца токена и порядок их осуществления.

Далее раскрываются особенности оборота цифровых финансовых активов. Так, владельца активов могут обменивать токены на рубли, иностранную валюту, но исключительно через оператора обмена финансовых активов. Стоит отметить, что вопрос об обмене самой криптовалюты не определен. Примечательно, что в проекте, разработанным Минфином, владельцы любых цифровых финансовых активов, включая криптовалюту, могли проводить сделки по обмену их на рубли, иностранную валюту и/или иное имущество через оператора обмена цифровых финансовых активов. Обмен токенов должен происходить на специальные цифровые кошельки, которые открывает оператор цифровых финансовых активов, и только после прохождения процедур идентификации в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В целом, внесение Законопроекта в Государственную Думу является положительным сигналом для криптосообщества, поскольку законодатель заинтересован в установлении правовой определенности в отношениях с криптовалютой. Однако при анализе данного проекта имеются многие нестыковки и пробелы. Возможно, при прохождении слушаний в парламенте эти моменты будут устранены.