main.jpg



Юрист ЛКП Александра Акимова в статье «Российский бизнес хочет превратиться в «большого брата» на Digital Report

С расширением российского цифрового пространства проблемы идентификации человека в качестве гражданина, клиента, пользователя, представителя организации становятся важнейшими не только для власти, но и для бизнеса. Рынок взбудоражен возможностями, которые открываются, если наладить межкорпоративный обмен личной информацией клиента. Законодательство этому не помеха. В основе активности бизнеса лежат коммерческие интересы, а пострадать может частная жизнь.

Четкого разграничения, где право на защиту личной информации клиента сталкивается с реальной необходимостью ее раскрытия, нет. Зато у бизнеса есть понимание, что может дать идентификация клиента в режиме реального времени, и кто является владельцем самой актуальной и потому самой ценной информации – конечно же, телекоммуникационные операторы. Сейчас эти данные, в том числе геолокационные, являются ходовым товаром, и федеральные телекомы активно занимаются их коммерциализацией, в основном продавая в обезличенном виде для целей бизнес-аналитики. Как пояснил представитель одного из сотовиков «большой тройки» России, стоимость такой базы измеряется десятками тысяч долларов США, в отдельных случаях доходя до сотен тысяч.

Сейчас данные клиентов являются ходовым товаром телекома. Поэтому у других бизнесов, работающих на розничном рынке, возникает естественное желание «отнять и поделить» информацию законными способами.

Прочие коммерческие предприятия, работающие в розничном сегменте, например ритейлеры и финансовые организации, также обладают личными данными клиентов. Однако о режиме реального времени речь не идет. Поэтому неудивительно, что возникает естественное желание «отнять и поделить» информацию телекомов законными способами.

К примеру, недавно анонсирована возможность появления законопроекта, который позволит банкам получать от телекоммуникационных операторов информацию об абоненте. Конечно, речь идет об пользователях, одновременно являющихся клиентами банка или желающих ими стать. С предложением выступила подгруппа «Интернет+финансы» рабочей группы при администрации президента РФ, подробности дискуссии не раскрываются.

Основной целью заявлено желание уберечь граждан от назойливого внимания рекламных агентств, коллекторов и т.п. организаций. «Заемщики, просрочившие выплату по кредиту, часто меняют номер телефона, выбрасывая прежнюю сим-карту. После того как номер не был использован на протяжении 3–6 месяцев, сим-карта перевыпускается и поступает в открытую продажу. В результате агентства по взысканию долгов часто предъявляют претензии уже новому владельцу номера, отправляя ему SMS или упорно дозваниваясь. Защитить граждан от таких неожиданностей должен новый закон», – такое объяснение от имени авторов проекта было опубликовано в газете «Известия». Исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова рассказала о случае, когда мошенники по доверенности от владельца номера перевели его на себя, получили доступ к платежным инструментам прежнего владельца и украли более 1 млн рублей.

Однако данные объяснения не встречают однозначного понимания. «Псевдозащита клиента от мошеннических действий при смене телефонного номера – сомнительное основание,считает Александра Акимова, юрист компании «Лемчик, Крупский и партнеры».Если к номеру «привязана» карточка, то клиент будет сам вынужден обновить информацию для получения SMS-оповещений. А если у клиента несколько номеров, и для банка он использует только один, то возникает обоснованный вопрос – зачем банку нужно знать об остальных?»

Александра Акимова: «Данные абонентов нужны банкам для тотального контроля своих клиентов и возможности максимально качественно для себя «выжимать» из клиентов долги».

Сомнения в заявленных целях обоснованы. На деле высока вероятность того, что в первую очередь будут учитываться интересы бизнеса. К примеру, банки теряют средства на невозврате кредитов и заинтересованы в инструментах, позволяющих «держать на мушке» заемщиков. «Вывод напрашивается сам собой: данные абонентов нужны банкам для тотального контроля своих клиентов и возможности максимально качественно для себя «выжимать» из клиентов долги. Это здоровый интерес коммерческой структуры», – уверена Александра Акимова. Действительно, бороться есть за что. Согласно данным ЦБ РФ, на 1 июля 2016 года в России доля просроченной задолженности составила почти 9% от общего объема кредитов, выданных банками физическим лицам.

Так зачем же нужен закон, кому и чем он может помочь в действительности? Оказывается – бизнесу, сократить расходы. Во-первых, заставить операторов бесплатно делиться информацией. И во-вторых – минимизировать инвестиции в подготовку ИТ-инфраструктуры к обмену данными. По мнению директора по информационным технологиям банка «Открытие» Кирилла Меньшова, в случае если будет разработан единый стандарт, который «законодательно обяжут поддерживать банки и операторов, это будет единоразовая инвестиция в инфраструктуру несущественного по масштабу размера». Кирилл Меньшов уверен, что в целом такая инициатива совпадет с глобальной тенденцией на повышение открытости и интегрированности на базе API и openAPI.

Digital Report