main.jpg



Яна Семеняка в статье РБК «ОЭСР назвала проблемы участия России в международных налоговых спорах»

В России не развиты способы решения споров, когда два государства претендуют на налогообложение одной и той же операции, заявила ОЭСР. Из-за непрозрачности правил лишь немногие компании рискуют инициировать спор, считают эксперты

В России недостаточно развит механизм решения споров с налоговыми органами за рубежом, отмечается в экспертном докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Эти возможности востребованы в России, но из-за отсутствия прозрачных правил немногие компании решаются начать разбирательство, объяснили опрошенные РБК эксперты.

Против двойного налогообложения

Глобальный план борьбы с размыванием налоговой базы и выводом прибыли Base Erosion and Profit Shifting (BEPS), в котором участвует и Россия, требует от стран внедрить механизм решения налоговых споров между разными странами — взаимосогласительную процедуру. Она позволяет избежать двойного налогообложения и тем самым стимулировать международную торговлю и инвестиции.

У России заключены соглашения об избежании двойного налогообложения с 84 странами, и хотя большинство из них предусматривают взаимосогласительные процедуры, для России этот процесс — большая редкость. Всего 24 процедуры были инициированы с 2016 по 2018 год, лишь малая часть была завершена, отмечается в докладе ОЭСР. В то же время в Бельгии, Франции, Германии, Люксембурге, Нидерландах, Великобритании и США число взаимосогласительных процедур исчисляется сотнями.

Процедура не популярна в России не только из-за пробелов в законодательстве, но и потому, что многие компании просто не знают о таких возможностях или понимают, что их структуры созданы искусственно и решение будет не на их стороне, прокомментировала РБК руководитель практики «Международное право и налоги» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Яна Семеняка.

Трудности переговоров

Проблема эффективности взаимосогласительных процедур существует везде, считает Яна Семеняка. Она два года вела взаимосогласительную процедуру со Швейцарией, подключив местных налоговых адвокатов. «В итоге произошло двойное налогообложение швейцарской компании. В зачете налога, уплаченного в России, Швейцария отказала», — рассказала юрист.

В среднем в 2016–2018 годы взаимосогласительные процедуры с участием России были закрыты за два года. Это оптимальный срок, рекомендованный ОЭСР. За этот процесс в Минфине ответственны пять сотрудников, которым также поручены другие задачи, отмечается в докладе ОЭСР.

Подробнее на РБК