main.jpg



Владелец сайта расплатится за поисковик

К такому выводу пришел Арбитражный суд Уральского округа, отклонив 16 января доводы кассационной жалобы по делу А60-12887/2019.

Екатеринбургский новостной сайт разместил у себя блок с контекстной рекламой от «Яндекс.Директ», желая монетизировать свои страницы: реклама в таких блоках отображается в случайном порядке в зависимости от запросов пользователя. При этом сам владелец сайта по условиям Яндекса содержание показываемого объявления контролировать не может.

«Настоящие новости – плохие новости», – так, по всей видимости, рассуждал «антимонопольщик», увидевший объявление об «обналичивании» материнского капитала, пока читал новости своего края. Дело по признакам нарушения рекламного законодательства было инициировано Федеральной антимонопольной службой в связи наличием на сайте издания рекламы в блоке «Яндекс.Директ», в котором отражена возможность оказания помощи в «обнале» денег, выделенных на поддержку семьи.

Ссылаясь на нормы законодательства о рекламе, ФАС и суды констатировали, что в этом случае реклама будет ненадлежащей – закон предусматривает строго целевое назначение средств материнского капитала, а значит такая реклама неправомерна. «Любые способы, которые предусматривают «обналичивание» средств материнского (семейного) капитала, являются незаконными», – констатировал суд первой инстанции, признав решение антимонопольной службы о привлечении к ответственности правильным.

Пытаясь оспорить эти решения, издание настаивало на очевидных и понятных вещах каждому, кто знаком с рекламными площадками: спорная гиперссылка была размещена на сайте в рамках договора с Яндексом, участие газеты в распространяемой рекламе сводится лишь к предоставлению для Яндекса доступа к части сайта новостного портала, а возможность определять рекламную политику, проверять рекламные материалы на соответствие законодательству отсутствует, поскольку рекламораспространителем является сам Яндекс.

Тем не менее, нижестоящие суды и суд кассационной инстанции эти доводы отклонили, констатировав, что рекламораспространителем по смыслу законодательства о рекламе будет само издание, а не Яндекс, поскольку именно на сайте издания размещена реклама, пусть и от сервиса «Яндекс.Директ».

Это первое судебное решение, в котором ответственность была переложена с сервисов контекстной рекламы на владельцев сайта.

Опасность формирования такой практики очевидна: сотруднику ФАС ничего не мешает перед очередной проверкой поискать пару нужных запросов и дождаться отображения любых результатов практически на любом сайте: слишком популярный способ монетизации предлагает Яндекс. Ничего кроме уважения к личности, служения государству и обществу и куче других принципов, закрепленных в этическом кодексе ФАС, конечно же.

Впрочем, окончательную точку в споре может поставить Верховный Суд РФ.