main.jpg



Включение кредиторов без суда и следствия или новые полномочия арбитражного управляющего

В конце 2018 года Верховный Суд РФ внес в Госдуму законопроект, в котором предложил передать полномочия по рассмотрению заявлений кредиторов о включении в реестр арбитражному управляющему. Законопроект в октябре 2019 года успешно прошёл первое чтение (законопроект № 598603-7). Мы следим за движением законопроекта и предлагаем вам обратить внимание на интересные нововведения.

Предложенная редакция Закона о банкротстве устанавливает новый порядок рассмотрения требований. Требования всех кредиторов будут рассматриваться арбитражным управляющим с оповещением других кредиторов и с предоставлением им возможности представления возражений.

Один раз в два месяца арбитражный управляющий будет направлять в арбитражный суд отчет с информацией о включенных требованиях, а суд – публиковать эту информацию на своём официальном сайте.

Несогласные с решением арбитражного управляющего кредиторы смогут в течение 30 дней с момента опубликования отчета на официальном сайте направить повторные возражения уже в арбитражный суд. А суд, в свою очередь, будет рассматривать возражения заявителей и обоснованность включенных требований.

По статистике, ни один законопроект, внесенный Верховным Судом РФ, в результате рассмотрения не был отклонен Госдумой. Так и в случае данного законопроекта, в первом чтении решение по нему было принято почти единогласно.

В пояснительной записке к законопроекту указывается на то, что большинство заявляемых требований являются бесспорными, а значит, судьи и сотрудники аппарата суда напрасно тратят время и силы на рассмотрение таких требований.

По мнению практики «Сопровождение процедур банкротства», такой подход небесспорный и не в полной мере соответствует действительным потребностям бизнес-сообщества, и предлагаемые новеллы, в случае их окончательного принятия, могут в том числе создать возможность злоупотреблений.

Предложенный в законопроекте порядок рассмотрения требований кредиторов схож с процедурой упрощенного искового производства, где суд рассматривает требования без вызова сторон, исключительно на основании представленных сторонами документов.

В таких условиях отсутствует возможность полноценной реализации принципа состязательности, который проявляется именно в процессе представления доказательств и отстаивания своей позиции. Законопроектом не урегулирован вопрос того, каким образом стороны смогут ознакомиться с позициями друг друга, до какого момента смогут направлять арбитражному управляющему дополнительные документы в подтверждение своих доводов.

Кроме того, в случае если в процедуре банкротства будет избран арбитражный управляющий, действующий в интересах недобросовестных кредиторов, то, согласно новому регулированию, у суда не будет процессуальной возможности в момент включения кредитора в реестр непосредственно исследовать доказательства, подтверждающие задолженность, изучить доводы, письменные позиции, а при признании задолженности необоснованной – не будет иметь возможности отказать во включении и своевременно пресечь злоупотребление. Таким образом, при соблюдения формальных требований закона и при отсутствии возражений, смогут быть включены необоснованные требования аффилированных кредиторов, а суд об этом даже не узнает.