main.jpg



Великобритания: Законопроект о санкциях и противодействии отмыванию денежных средств

Будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, Великобритания играет центральную роль в обсуждении глобальных санкций для борьбы с отмыванием денежных средств, с угрозами терроризма, содействию разрешения конфликтов и препятствования распространению оружия массового уничтожения.

В настоящее время Великобритания ввела более 30 санкционных режимов. К ним относятся режимы санкций против конкретных стран, в том числе в отношении России, КНДР и Ирана, а также режимы, направленных против ряда террористических групп. Кроме того, в санкционный список входят около 2000 физических и юридических лиц. Правовой базой для введения санкций против того или иного субъекта, являются соответствующие Директивы Европейского союза.

Но так как, Великобритания выходит из состава Европейского союза, указанные директивы не будут действовать. Поэтому, 18 октября 2017 года в Парламент Великобритании был внесен на рассмотрение Законопроект о санкциях и противодействии отмыванию денежных средств и финансированию терроризма.

В данный момент, законопроект уже прошел почти половину всех процедур рассмотрения. Но тем не менее, все еще продолжается его бурное обсуждение в одной из палат Великобритании.

Так в ходе обсуждения был расширен перечень целей законопроекта. Изначально, в качестве целей выступали цели соблюдения обязательств в рамках ООН и соблюдение международных обязательств. Позднее, большинством голосов членов Парламента были добавлены такие цели как: содействие урегулированию вооруженного конфликта или защита гражданских лиц в зонах конфликтов; содействие соблюдению международного гуманитарного права и прав человека; содействие усилиям по предотвращению распространения и использования оружия массового уничтожения; содействие уважению прав человека, демократии, верховенства права.

Все субъекты, ведущие деятельность, не соответствующую целям данного законопроекта, в перспективе, могут быть включены в «санкционный список».

Законопроект предусматривает применение к субъектам, включенным в список, обширного перечня санкций, будь то финансовых, иммиграционных, торговых санкций, а также санкций в отношении воздушных и морских судов, принадлежащих указанным субъектам.

  • · Финансовые санкции будут заключаться в: ограничении доступа на рынок, замораживании активов отдельных лиц или организаций, а также ограничения проведения операций, в отношении незаконно присвоенных средств.
  • · Торговые санкции будут включать в себя контроль над импортом, экспортом и перемещением товаров, также и ограничения в отношении инвестиций.
  • · Иммиграционный контроль. Они включают в себя запреты на въезд, транзитное пребывание на территории Великобритании, но с определенными исключениями (например, медицинские показатели).
  • · Санкции против воздушных и морских судов будут означать запрет на доступ к портам и аэропортам Великобритании и удаление морских судов из регистра судов, обсуживаемых Генеральным регистратором судоходства.

Конечно, законопроект предусматривает гарантии защиты от автоматического включения того или иного субъекта в санкционный список. Так, решение о включении и последующее применение санкций будет возложено на Министерство внутренних дел Великобритании, которое, в свою очередь, должно оценить целесообразность такого включения и представить свое решение в виде доклада правительству. При этом за лицом, включенным в такой список, закрепляется право оспаривания своего включения в список и последующего получения ответа на данный запрос с исчерпывающими объяснениями. Кроме того, правительство будет периодически (либо ежегодно, либо в свете международных санкций) пересматривать необходимость введения и продление уже существующих санкций.

Законопроект также предусматривает исключения применения санкций и лицензирования деятельности, в отношении тех, субъектов, которые, формально попадают под применение санкций, но в то же время ведут деятельность, не противоречащую целям данного законопроекта, например, некоммерческие организации в Сирии (в отношении которой введены санкции). Или, например, лицензии для оказания гуманитарной помощи регионам, пострадавшим от санкций. Соответствующие сведения о выданной лицензии будут направляться в кредитные организации, финансовые институты, публичные органы Управлением исполнения финансовых санкций Казначейства Ее Величества.

Также, бурное обсуждение вызвала поправка, согласно которой правительство имело бы право криминализировать новые составы преступлений, в этой связи с лишением свободы на срок до 10 лет. В результате, данная поправка не была одобрена голосами членов одной из палат парламента.

На фоне возросшего кризиса отношений между Великобританией и Россией, данный законопроект приобретет еще большую актуальность. Более того, некоторые СМИ называют данный законопроект британским аналогом Закона Магнитского в США. Но совершенно, точно, данный законопроект предусматривает режим жестких санкций против конкретных лиц, компаний, совершающих противоправные действия, вне зависимости от принадлежности к той или иной стране.

Таким образом, с большей долей вероятности вышеуказанный законопроект будет принят и одобрен королевой, тем более, что королевское одобрение законопроекта — формальная стадия процесса принятия законов. Последний случай применения права вето монархом имел место в 1707 г. Вопрос о том, какие поправки будут внесены впоследствии, а какие останутся неизменными.

Ссылка на документ