main.jpg



Валютное законодательство. Либерализация и прозрачность. Опыт стран-соседей

Не секрет, что c недавних пор для россиян, хранящих средства на своих зарубежных счетах, вопрос валютного регулирования и контроля стал предметом волнений и тревог. Начиная с 2015 года, с разворачиванием антиофшорной компании и последующим присоединением России к Конвенции об автоматическом обмене информацией, российским гражданам, имеющим счета за границей пришлось вникать в тонкости валютного законодательства РФ и с замиранием сердца следить за его изменениями. До последнего времени наши граждане пользовались благами зарубежной банковской сферы не особенно задумываясь, что это может повлечь за собой какие-то негативные последствия. Мало кто понимал, что сильно рискует, получая ипотечные кредиты под низкий процент или доход от ценных бумаг и их производных на свой личный счёт в иностранных банках. Не всем приходило в голову, что них нужно уведомлять российскую налоговую, ведь если даже и нужно уведомлять, то если этого не сделать, то как налоговая об этом узнает? Несмотря на предупреждения консультантов, многие шли на риск. Резонансным делом, которое заставило налогоплательщиков пересмотреть своё отношение к декларированию счетов за рубежом стало дело Николая Кузнецова, по которому он был оштрафован на сумму более 30 млн руб. (75% от суммы операции), когда получил на свой незадекларированный счет замороженные ранее средства со счёта в другом иностранном банке. С тех пор стало понятно, что валютные нарушения — это серьёзно.

За несколько лет российское валютное законодательство претерпело изменения, последним из которых стало принятие Федерального Закона № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»», вступившим в силу 01 января 2020 года.

В соответствии с новым законом россиянам теперь придётся уведомлять и подавать отчёты в налоговую не только по иностранным банковским счетам, но и по счетам в «иных организациях финансового рынка», к которым относятся прежде всего иностранные брокеры, дилеры и платёжные системы.  Вопрос о том, каким образом отражать ценные бумаги, находящиеся на брокерском счёте, пока остаётся открытым. Существует два подхода, которые можно применить в данном случае: указывать оценочную стоимость бумаг на начало и конец года, либо, учитывая, что в форма отчёта не предусматривает отражение иной информации кроме денежных средств, подавать «нулевой» отчёт. В ближайшее время ожидается, что форма отчёта будет доработана с учётом последних изменений. К счастью для владельцев небанковских заграничных счетов, совершать по ним можно будет любые операции без опасения признания их незаконными.

Вторым приятным сюрпризом стала новость для держателей банковских иностранных счетов. Теперь все зачисления от нерезидентов по любым основаниям стали разрешены для владельцев счетов, расположенных в банках государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан и Киргизия) и государствах, осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией и входящий в список ФНС https://minjust.consultant.ru/documents/45009?items=1&page=1.

Приятным бонусом к данным изменениям стало также и то, что нововведение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 года. Таким образом, владельцы незадекларированных швейцарских и кипрских счетов, которые ещё недавно задумывались о том, чтобы воспользоваться шансом, предоставляемым им третьей амнистией капиталов, теперь могут отчитываться о своих счетах и спать спокойно, не думая о штрафах за незаконные валютные операции, которые они совершили в 2018 году.

Стоит, однако отметить, что в этот список не вошли многие популярные юрисдикции, такие как например Литва и Великобритания, и, соответственно, риски совершения незаконных валютных операций по счетам, открытым в этих юрисдикциях остаются. Более того, если раньше зачисление средств от продажи недвижимости в таких странах как Великобритания считалось законной операцией (применялся критерий наличия юрисдикции банка и недвижимости в списках ФАТФ и ОЭСР), то теперь с 05.01.2020 они попадают в разряд незаконных.  С большой долей вероятности можно сказать, что перечень стран, утверждённый ФНС в ближайшее время ещё будет меняться. Так, острова Гернси, Джерси и Мэн (заморские территории Великобритании, которые вместе с Великобританией были исключены из списка), недавно заявили о своей готовности обмениваться финансовой информацией с Россией, и поэтому можно ожидать, что в ближайшее время они будут внесены в список ФНС.

Послабления сделаны и для подачи отчётов о движении средств по иностранным счетам. Теперь если общий оборот по счёту составил менее 600 000 рублей или остаток на счёте составил менее 600 000 руб. и при этом в течение года на счёт средства не зачислялись, то отчёты о движении средств можно не подавать.

Кроме того, теперь у российских физических лиц появились следующие возможности:

  • расплачиваться с резидентами, проживающими за границей более 183 дней и имеющими статус иностранного ИП, перечисляя деньги со своих российских валютных счетов за товары и услуги;
  • зачислять доходы от продажи драгоценных металлов на свой иностранный счёт;
  • зачислять рубли, получаемые резидентами по внешнеторговым контрактам, заключенным с нерезидентами в отношении которых были отменены требования о репатриации по п.1 ч.1 Ст. 19-ФЗ-173.

Соглашение между странами – участницами автообмена информацией контролируется ОЭСР, на сайте которого https://www.oecd.org/ можно следить за новыми членами, присоединившимися к конвенции об автообмене. Однако ориентироваться нужно именно на список, публикуемый ФНС.
Что касается российских налогоплательщиков, сотрудничающих со странами ЕАЭС,  то на них распространяются действия Статьи. 64 Договора о Евразийском экономическом союзе и Протоколом о мерах, направленных на проведение согласованной валютной политики между странами – участницами Европейского Экономического Союза.  В целом Договор и Протокол направлены на гармонизацию, либерализацию, пресечение нарушений в сфере валютного законодательства стран – участниц, а также на обмен информацией по запросу по делам об административных правонарушениях. Документ планирует снятие ограничения на денежные переводы в пределах таможенной территории для физических лиц. Интересно, что, условия валютного регулирования внутри стран – участниц ЕАЭС, хоть и преслендуют одну цель — защиту национальной валюты, тем не менее отличаются друг от друга значительно.

Пожалуй, самое жесткое валютное законодательство из стран ЕАЭС действует в Беларуси, хотя в последние несколько лет оно было незначительно либерализировано. В 2018 году были отменены целевая покупка валюты и обязательная продажа валютной выручки. Сейчас юридические лица обязаны вернуть валютную выручку в течение 180 дней, либо продлить срок её возврата с разрешения Нацбанка. Также с 1 марта 2019 года регистрационный порядок открытия иностранных счетов и проведение определённых операций (покупка иностранных акций, увеличение уставного капитала иностранных компаний, предоставление займов нерезидентам, покупка недвижимости за пределами Беларуси) был изменён на разрешительный. Валютные ограничения не касаются иностранных компаний, они могут открывать счета в Беларуси без ограничений в любой валюте, в то время как расчёты между резидентными компаниями в иностранной валюте запрещены.

В Казахстане также прослеживается тенденция на либерализацию валютного  законодательства.  До 1 июля 2019 там так же как и в Беларуси действовал разрешительный порядок совершения операций, теперь же валютные договоры, связанные с операциями по движению капитала и иностранные счета резидентов достаточно будет регистрировать в Национальном Банке Казахстана.

Наименее зарегулированными с точки зрения валютного законодательства являются Армения и Кыргызстан, которые не ограничивают входящие и исходящие потоки иностранной валюты, за исключением валютных ценностей, которые необходимо декларировать на таможне. Резиденты обоих стран могут открывать счета в любых зарубежных банках и переводить туда средства без ограничений, единственным условием является регистрация иностранных счетов в  Нацбанках.

Таким образом, общей тенденцией валютного контроля для стран – членов ЕАЭС является постепенная либерализация. Что же касается изменений в российском законодательном поле, то с одной стороны дан зелёный свет на совершение любых операций, с другой стороны их можно совершать только с банками стран от которых Россия может гарантированно получить интересующую её информацию. С глобальным развитием технологий и автообмена информацией, можно предварительно прогнозировать, что рано или поздно налоговые органы России будут иметь доступ к любой финансовой и налоговой информации своих граждан, в том числе хранящейся за пределами России. В этом случае необходимость подачи каких бы то ни было уведомлений и отчётов в налоговые органы России может вообще отпасть. С другой стороны, для клиентов банков стран, не участвующих в автообмене информацией, условия могут ужесточаться всё сильнее и сильнее.