main.jpg



В ходе проведения ФНС мониторинга применения положений статьи 54.1 НК РФ установлены основные нарушения, допускаемые налоговыми органами при вынесении решений с применением ст. 54.1 НК РФ

Из проведенного анализа рассмотрения поступающих от налогоплательщиков жалоб (апелляционных жалоб) на вынесенные подведомственными налоговыми органами решения (далее – ст. 54.1 НК РФ), по результатам которого были установлены обстоятельства, свидетельствующие о злоупотреблении налогоплательщиками своими правами, в том числе в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, заключения сделок, и которые не учитываются налоговыми органами при вынесении соответствующих решений.

Предлагаем вашему вниманию краткий обзор основных нарушений, которые допускаются налоговыми органами при вынесении решений с применением ст. 54.1 НК РФ.

1.                 Применяются положения, содержащихся в Постановлении Пленума ВАС № 53 РФ от 12.10.2006 г.

Несмотря на то, что применению подлежит ст. 54.1 НК РФ, налоговыми органами применяется сформированная судебная практика по вопросам получения необоснованной налоговой выгоды на основании выводов:

- о не проявлении должной осмотрительности (изменениями Закона № 163-ФЗ такое понятие не предусмотрено).

Так, Письме ФНС 31.10.2017 г. № ЕД-4-9/22123@ «О рекомендациях по применению положений ст. 54.1 НК РФ» указано, что понятия, отраженные в Постановлении Пленума № 53 и развитые в сложившейся судебной практике, сформированной до вступления в силу Закона № 163-ФЗ, не используются в рамках проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщиков, представленных в налоговые органы после вступления в силу указанного закона, а также в рамках проведения выездных налоговых проверок и проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены после дня вступления в силу указанного закона.

- о наличии формальных претензий к контрагенту (минимальные налоги к уплате; анализ банковских выписок; вывод о номинальности руководителя на основании его допроса; анализ базы данных АИС и т.д.).

Стоит отметить, что критерии, закрепленные в статье 54.1 НК РФ, направлены на исключение возможности предъявления налоговыми органами формальных претензий к налогоплательщикам при отсутствии доказательств не совершения хозяйственных операций.

 

2.                 Не учитывается наличие или отсутствие умысла налогоплательщика.

По результатам налоговых проверок выносятся решения, не содержащие указание на классификацию нарушений по п. 1 и п. 2 ст. 54.1 НК РФ, предусматривающие соответствующие меры ответственности, вследствие чего отсутствует указание на наличие или отсутствие умысла, в то время как данное обстоятельство является определяющим признаком для привлечения к ответственности на основании п. 1 или п. 3 ст. 122 НК РФ.

Между тем, установление умысла не может сводиться к простому перечислению всех сделок (операций), в результате которых налогоплательщик получил налоговую экономию, и приведению анализа возможности влияния фактов подконтрольности на условия и результат экономической деятельности. Налоговый орган должен указывать конкретные действия налогоплательщика (его должностных лиц), которые обусловили совершение правонарушения, и приводить доказательства, которые бы свидетельствовали о намерении причинить вред бюджету.

 

3.                 Приводятся формальные доказательства неправомерных действий налогоплательщика без содержания достаточной доказательственной базы, свидетельствующей о нарушении пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и суммы налога:

В большинстве случаев налоговые органы строят свои выводы без исследования обстоятельств построения бизнеса и специфики организации договорных отношений, основываясь лишь на сведениях, полученных из информационных ресурсов (АИС, Контур.Фокус), в том числе без проведения необходимых мероприятий налогового контроля (достаточного количества допросов, осмотров, сопоставления данных отчетности самого налогоплательщика). При этом, проведение каждого мероприятия налогового контроля должно соответствовать целесообразности.

 

4.                 Налоговыми органами выносятся решения при отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций, в том числе отсутствуют доказательства свидетельствующие:

- об обналичивании денежных средств с расчетных счетов спорных контрагентов и иных лиц, участвующих в цепочках по реализации спорных товаров (услуг);

- о возврате денежных средств по цепочке обратно проверяемым лицам;

- о наличии взаимозависимости (аффилированности) между налогоплательщиками и спорными контрагентами, а также согласованности их действий, направленных на уклонение от налогообложения.

Таким образом, при получении решения налогового органа, содержащего положения ст. 54.1 НК РФ, стоит учитывать, что не могут рассматриваться в качестве оснований для применения положений настоящей статьи выводы налогового органа об отсутствии у контрагентов материально-технических и трудовых ресурсов, необходимых для достижения результатов соответствующей экономической деятельности; отсутствии по адресу государственной регистрации, отсутствии расходов, сопутствующих финансово-хозяйственной деятельности; о непредставлении документов по взаимоотношениям с проверяемыми лицами; непредставлении налоговых деклараций по НДС, а также довод о подписании первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом и нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, при отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговые вычеты по НДС и (или) включение в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций затрат.

 

Юрист практики «Налоговые споры» Иванова Инна