main.jpg



Суммы налогов, сборов, взносов в случае неуплаты которых лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, будут определяться только в абсолютном денежном выражении, без учета сумм, подлежащих уплате

На правовом портале системы обеспечения законодательной деятельности размещен Законопроект № 871811-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28-1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», предусматривающий в частности внесение изменений в примечания к:

- ст. 198 (Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов);
- ст. 199 (Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов);
- ст. 199.1. (Неисполнение обязанностей налогового агента);
- ст. 199.3 (Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд);
- ст. 199.4. (Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд) УК РФ.

Данные изменения предусматривают определение крупного размера неуплаты налогов, сборов, взносов, при наличии которой лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, только в абсолютном денежном выражении в фиксированных суммах. В действующей редакции названных статей УК РФ привлечение к ответственности возможно только в том случае если установленная примечанием к соответствующей статье УК РФ сумма неуплаченного налога, сбора, штрафа составляет определённый процент от суммы, подлежащей уплате.

Кроме того, как указано в пояснительной записке к законопроекту предлагается отказаться от исчисления недоимки в пределах трех финансовых лет подряд и установить минимальные пороговые значения указанных платежей в виде твердых денежных сумм, исключив возможность их исчисления в относительных величинах (долях в процентах).

Статья УК РФ Действующая редакция Изменения, вносимые законопроектом.
198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей. Крупным размером в настоящей статье признается сумма
налогов, сборов, страховых взносов, превышающая два миллиона семьсот
тысяч рублей, а особо крупным размером — превышающая тринадцать
миллионов пятьсот тысяч рублей
199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — превышающая сорок пять миллионов рублей.»
199.1 Неисполнение обязанностей налогового агента Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — превышающая сорок пять миллионов рублей.
199.3 Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд Крупным размером в настоящей статье признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов в государственный внебюджетный фонд, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов в государственный внебюджетный фонд, либо превышающая девять миллионов рублей. Крупным размером в настоящей статье признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — превышающая девять миллионов рублей.
199.4 Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд Крупным размером в настоящей статье признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая тридцать миллионов рублей. Крупным размером в настоящей статье признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером — превышающая тридцать миллионов рублей.

 

Данные изменения можно оценить двояко. С одной стороны, названные поправки в УК РФ, в случае их принятия, сделают определение крупного размера неуплаченных налогов, сборов и взносов, для целей оценки уголовно правовых рисков, более прозрачным и понятным. Но с другой стороны теперь сумма недоимки, достаточная для привлечения к уголовной ответственности будет определяться без ограничений по периоду времени, то есть для ее расчета будут учитываться недоимки не только за периоды в пределах трех финансовых лет подряд, но за все периоды времени –  все имеющиеся несписанные недоимки. Поэтому в расчет суммы недоимки будут включаться, в том числе, и суммы задолженности безнадежные ко взысканию. Иными словами, накопление суммы налоговых недоимок, пусть даже и относящихся к «давним» периодам и безнадёжным ко взысканию, повлечет за собой риски уголовно-правового характера. Поэтому налогоплательщику следует внимательно отслеживать текущее состояние расчетов с бюджетом и своевременно предпринимать меры по урегулированию имеющейся задолженности, не допуская достижения сумм, установленных Законопроектом.

 

По состоянию на 17.01.2020 Законопроект № 871811-7 находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ. Согласно официальному отзыву Заместителя председателя Верховного Суда РФ А.В. Давыдова: «По представленному законопроекту замечаний не имеется». Согласно официальному отзыву Правительства РФ «Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект».