main.jpg



Руководитель практики «Международное право и налоги» Яна Семеняка в статье РБК «Россия не подготовилась к трансграничной борьбе с уклонением от налогов»

Глобальная система обмена информацией между налоговиками разных стран, созданная для борьбы с трансграничным уклонением от налогов, может оказаться для России бесполезной, считают участники финансового рынка

19 августа истекает срок представления отзывов, предложений и замечаний по законопроекту «О внесении изменений в Налоговый кодекс», регламентирующему присоединение России к международному автоматическому обмену информацией о счетах налоговых резидентов одних стран, открытых в финансовых учреждениях других. Об этом свидетельствует информация в карточке законопроекта на сайте Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы.

Теперь от рассмотрения в нижней палате парламента этот законопроект отделяют лишь оставшиеся дни депутатских летних каникул и необходимость назначить дату рассмотрения поправок. Однако, как опасаются участники рынка, даже если это будет сделано крайне оперативно, полноценно присоединиться к международному обмену информацией Россия с большой долей вероятности не успеет.

Такие опасения, в частности, высказали в компаниях EY, Dentons, а также в Ассоциации российских банков (АРБ). Основаны они на том, что до вступления в силу законопроект должен быть рассмотрен в трех чтениях и подписан президентом РФ. Вдобавок законопроектом предусмотрено принятие подзаконных актов: постановлений правительства и приказов ФНС.

Только после этого российские финансовые организации, обязываемые предоставлять российским налоговикам информацию о счетах нерезидентов в России, необходимую для международного обмена, будут располагать информацией, какие данные, кому и о ком нужно собирать и передавать в ФНС. И только после этого они смогут перенастроить свое программное обеспечение и начать исполнять новые обязанности, указывают собеседники РБК.

История вопроса

Теме присоединения России к международному обмену информацией для борьбы с трансграничными схемами уклонения от налогов несколько лет.

1 июля 2015 года для Российской Федерации вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам и, как следствие, появилась возможность обмениваться информацией с компетентными органами иностранных государств.

В соответствии с конвенцией автоматический обмен информацией (передача ключевой информации о налогоплательщике от юрисдикции, являющейся источником дохода, в адрес юрисдикции его резидентства) возможен на основании соглашений.

В мае 2016 года Россия подписала такое многостороннее соглашение и одновременно приняла Единый стандарт автоматического обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information) ОЭСР. Он предполагает, что финансовые институты предоставляют информацию о финансовых счетах нерезидентов налоговому органу своей страны, а тот передает данные налоговикам присоединившихся стран (по состоянию на июнь 2017 года их более ста), и наоборот.

К таким финансовым институтам законопроект относит банки, небанковские кредитные организации, страховщиков, профучастников фондового рынка, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды и другие компании и структуры без образования юрлица, которые в рамках своей деятельности принимают от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и осуществления иных сделок.

Глобальный обмен финансовой информацией будет проходить в два этапа в зависимости от юрисдикции: первый (для стран, которые принимали непосредственное участие в разработке соглашения и стандартов) завершился 30 сентября 2017 года, второй (в который попала Россия) запланирован к завершению 30 сентября 2018 года.

Проблемы налоговиков

Эксперты отмечают, что российских налоговиков ожидают трудности.

Сложность заключается в том, что, для того чтобы обмен заработал на практике, России, кроме уже заключенного многостороннего соглашения, необходимо заключить еще и двустороннее соглашение с каждой страной, с которой мы собираемся обмениваться информацией, предварительно выработав текст такого соглашения, который должен быть утвержден на государственном уровне в каждой стране, рассуждает руководитель практики «международное право и налоги» «Лемчик, Крупский и Партнеры» Яна Семеняка.

«Как показывает практика, с момента подготовки финального текста двустороннего соглашения, подписанного странами в лице правительств, до вступления его в силу проходит минимум год. Поэтому можно сказать, что история с имплементацией CRS только начинается и неизвестно, сколько пройдет времени, когда обмен заработает между всеми странами», — резюмирует она.

Подробнее на РБК