main.jpg



Руководитель практики «Международное право и налоги» Яна Семеняка в статье РБК «Европейские банки ужесточили контроль за счетами состоятельных россиян»

В ходе подготовки к обмену налоговой информацией по стандартам ОЭСР иностранные банки стали тщательнее проверять счета нерезидентов. Из-за этого средства тысяч состоятельных россиян могут оказаться заблокированными.

Иностранные банки cтали детально проверять счета нерезидентов и запрашивать дополнительные документы, предоставлять которые у клиента не было необходимости при открытии счета, рассказали РБК несколько зарубежных банкиров и подтвердили опрошенные юристы. В ряде случаев проведение проверок приводит к ограничению права клиента распоряжаться денежными средствами. По словам источника в швейцарском банке из топ-5, тысячи россиян могут оказаться под угрозой блокировки своих зарубежных счетов «по причине создания видимости смены налогового резидентства».

Налоговое прошлое

В связи с запуском международного обмена информацией для борьбы с трансграничными схемами уклонения от налогов европейские банки стали обновлять сведения о клиентах, чтобы избежать репутационных рисков, говорит руководитель практики «Международное право и налоги» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Яна Семеняка. По ее словам, крупные банки давно находятся под пристальным вниманием контролирующих органов, так как там держат средства в том числе фигуранты «кремлевского списка», опубликованного Минфином США. Сейчас практика ужесточения требований к клиентам распространилась и на мелкие банки, где раньше могли открыть счет нерезиденту по одному паспорту, поясняет Семеняка.

Причины блокировок

С юридической точки зрения банки не могут самостоятельно налагать ограничения на распоряжение денежными средствами и блокировать счета. Такие ограничительные меры применяются только после решения уполномоченных органов, то есть судов или налоговых органов, поясняют юристы. На практике же, если банк не понимает, откуда средства приходят на счет физического лица или компании, а также кто их получатель, комплаенс-службы начинают пристально рассматривать такую транзакцию и запрашивать информацию у клиента, указывает Семеняка. «Это может длиться месяцы. Получается, что фактически средства оказываются заблокированными», — говорит она. ​

Подробнее на РБК