main.jpg



Россия готовится к автоматическому обмену информацией

В сентябре этого года Минфин России вынес на публичное обсуждение новую редакцию законопроекта изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее также НК РФ) «В связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний»[1] (далее – Законопроект).

Цель Законопроекта – обеспечить выполнение Россией своих обязательств представлять информацию о счетах иностранных налоговых резидентов, открытых в России, а также внедрить в российское законодательство рекомендации ОЭСР по контролю трансфертного ценообразования.

Напомним, что 1 июля 2015 года для России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, которая в ст. 6 предусматривает возможность автоматического обмена информацией в налоговых целях.  Для того чтобы осуществлять данный обмен информацией необходимо заключение дополнительных международных соглашений.

Одним из таких соглашений является Многостороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией в налоговых целях, к которому Россия присоединилась 12 мая 2016 года, приняв на себя обязательства совершить первый обмен информацией о финансовых счетах в сентябре 2018 года.

Автоматический обмен в рамках данного соглашения предполагает ежегодный взаимный обмен стран-участниц информацией по открытым на их территории счетам. Таким образом, применительно к России это означает, что она с 2018 года ежегодно будет получать информацию о счетах, открытых российскими налоговыми резидентами за рубежом, и, в свою очередь, представлять в соответствующие иностранные государства информацию о счетах, открытых иностранными налоговыми резидентами в России.

Следует обратить особое внимание, что ОЭСР подготовлено еще одно многостороннее соглашение, посвященное вопросам регулирования трансфертного ценообразования — Многостороннее соглашение компетентных органов по обмену страновыми отчетами, которое предусматривает автоматический обмен информацией о распределении доходов между участниками международных групп компаний для предотвращения незаконных способов вывода средств из заинтересованных стран.

Как сообщается в пояснительной записке к первоначальному тексту Законопроекта[2], Россия активно готовится присоединиться к данному соглашению об обмене страновыми отчетами[3]. Ввиду этого, в то время как Россия проходит все необходимые согласительные процедуры для подписания международного договора, Минфин России полагает необходимым начать имплементацию основных его положений.

Таким образом, предлагаемый Минфином Законопроект формально состоит из двух блоков регулирования: первый блок направлен на внедрение в российское законодательство положений Многостороннего соглашения по обмену страновыми отчетами, второй – на имплементацию положений Многостороннего соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией.

 

Обмен страновыми отчетами

Законопроектом предлагается введение дополнительных обязанностей в отношении участников международных групп компаний.

В частности, Минфин предлагает обязать участников международных групп – российских резидентов:

-       уведомлять об участии в международной группе компаний;

-       подавать «страновые сведения по международной группе компаний» в отношении деятельности в Российской Федерации;

-       представлять «глобальную документацию» по международной группе компаний.

Согласно Законопроекту международной группой компаний признается группа, которая:

-     состоит из российских и иностранных компаний (лиц без образования юридического лица), связанных посредством участия и контроля;

-       обязана предоставлять консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

При этом уведомление об участии в международной группе должна подавать либо материнская компания группы, либо уполномоченная компания группы. Если обе указанные компании не являются резидентами РФ, то уведомление об участии добровольно подается любым участником группы – налоговым резидентом России.

Уведомление предоставляется в срок не позднее 3-ех месяцев с даты окончания соответствующего финансового года, либо с даты, являющейся последним днем периода, за который составлялась бы консолидированная финансовая отчетность международной группы.

Отчетность по международной группе компаний

1. Страновой отчет предоставляется в налоговые органы только материнской компанией и уполномоченной компанией группы в течение 12 месяцев с даты окончания соответствующего финансового года, либо с даты, являющейся последним днем периода, за который составлялась бы консолидированная финансовая отчетность международной группы. Данный отчет должен содержать следующую информацию:

-       общая сумма выручки группы по сделкам;

-       сумма прибыли (убытка) до налогообложения;

-       сумма накопленной прибыли компаний группы;

-       сумма уплаченного налога на прибыль организаций;

-       сумма начисленного в текущем году налога на прибыль;

-       размер уставного капитала;

-       численность работников;

-       величина материальных активов;

-       идентификационные сведения о каждом участнике международной группы.

 

Вышеуказанные требования будут распространяться только на российских резидентов, участвующих в международной группе компаний, совокупная  выручка которой за финансовый год более 50 миллиардов рублей.

 

2. Глобальная документация предоставляется материнской компанией и уполномоченной компанией группы по требованию налоговых органов в течение 3-ех месяцев с момента получения такого требования, но не ранее, чем через 15 месяцев с даты окончания соответствующего финансового года.

Данное требование направляется только в ходе проведения проверок полноты исчисления и уплаты налогов 1) в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, либо 2) в связи с запросом компетентного органа иностранного государства. Предоставляемая Глобальная документация должна содержать следующие сведения:

-       информация о структуре международной группы (включая перечень взаимозависимых лиц и географию рынков, на которых ведется деятельность группы);

-       информация о деятельности международной группы компаний (включая описание ключевых факторов, влияющих на финансовый результат компаний группы, описание внутригрупповых сделок и функциональный анализ деятельности группы);

-       информация о нематериальных активах международной группы компаний;

-       данные о внутригрупповой финансовой деятельности международной группы компаний (описание методик ценообразования и системы внутригруппового финансирования).

 

3. Национальная документация также предоставляется по требованию налогового органа в течение 3-ех месяцев с момента получения такого требования, но не ранее, чем через 15 месяцев с даты окончания соответствующего финансового года всеми участниками группы. Основания направления такого требования аналогичны основаниям запроса для представления глобальной документации.

Национальная документация должна содержать следующие сведения:

-       о деятельности налогоплательщика, совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой;

-       описание контролируемой сделки (группы однородных сделок), включая анализ соответствия цен в этой сделке рыночному уровню;

-       финансовая информацию.

 

Ответственность за непредставление уведомления об участии в международной группе и страновой отчетности установлена в виде штрафа в размере 50 000 и 100 000 рублей, соответственно (при этом в течение переходного периода (2017 — 2019) меры ответственности применяться не будут.

 

Обмен финансовой информацией

Второй блок Законопроекта определяет круг субъектов, которые будут обязаны собирать и предоставлять информацию по счетам иностранных налоговых резидентов, открытых в России. Такими субъектами будут организации финансового рынка, к которым отнесены любые организации, оказывающие финансовые услуги, в частности:

-         кредитные организации;

-         страховые организации;

-         профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, депозитарную деятельность, доверительное управление имуществом;

-         акционерные инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды и их управляющие компании;

-         клиринговые организации;

-         управляющие товарищи инвестиционных товариществ;

-         иные организации (или структуры без образования юридического лица), которые в рамках своей деятельности принимают от клиентов денежные средства или иное имущество для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных средств в интересах клиента, либо прямо или косвенно за счет клиента.

 

Организации финансового рынка должны осуществлять сбор необходимой для такого обмена информации и предоставлять ее российским налоговым органам, которые и будут осуществлять обмен с иностранными налоговыми ведомствами. Для выполнения данной задачи Законопроектом предусматривается наделение организаций финансового рынка следующими правами и обязанностями:

-     запрашивать у своих клиентов информацию для установления их налогового статуса, а также выгодоприобретателей и контролирующих лиц своих клиентов;

-     определять налоговый статус выгодоприобретателей и клиентов на основе предоставленных данных;

-     проверять достоверность полученной от клиентов информации;

-     передавать российским налоговым органам информацию о клиентах-нерезидентах;

-     отказываться от заключения договора с клиентом, не предоставившим запрашиваемую информацию;

-     отказаться от совершения операций по отношению к клиенту, который не предоставил необходимую информацию;

-     расторгнуть договор с клиентом, не предоставившим необходимые сведения (для защиты интересов клиента предусмотрена дополнительная обязанность предоставить уведомление о расторжении не позднее, чем за 30 дней).

 

Ответственность за невыполнение организациями финансового рынка, предусмотренных в Законопроекте обязанностей, устанавливается в виде штрафов: 500 000 рублей — за непредставление информации налоговым органам, 300 000 рублей — за непринятие мер по идентификации клиента.

В заключение стоит отметить, что Законопроект также содержит положения о праве иностранных налоговых органов участвовать в камеральных и выездных налоговых проверках в России.

Предполагается, что Законопроект вступит в силу 1 января 2017 года



[1] Текст данного законопроекта доступен по адресу: http://regulation.gov.ru/projects#npa=41254

[2] Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части подготовки и представления межстрановой отчетности)»

[3] К Многостороннему соглашению компетентных органов по обмену межстрановыми отчетами на настоящий момент присоединились 49 государств. Актуальный список участников доступен по адресу: https://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/about-automatic-exchange/CbC-MCAA-Signatories.pdf