main.jpg



Потенциальные налоговые риски, возникающие при проверке налоговыми органами факта оказания услуг мерчендайзинга

В настоящее время налоговые органы при проведении проверок обращают особое внимание на правомерность включения в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, затрат на услуги мерчендайзинга, а также правомерность применения вычетов по НДС по указанным операциям. В связи с чем, обращаем Ваше внимание на следующие потенциальные риски, возникающие при работе с контрагентами, оказывающими услуги мерчендайзинга.

На сегодняшний день, мерчендайзинг – это гораздо больше, чем просто выкладка товара. Он представляет собой целый комплекс мероприятий по разработке эффективной системы продаж, стимулированию покупателей и их привлечению к товарным маркам и группам, с помощью правильного размещения продукции и рекламных материалов в торговых залах и на прилавках магазинов, оформления витрин, проведения промо-акций и конкурсов и т.д. Ориентируясь на сложившуюся практику проведения выездных налоговых проверок, можно выделить следующие основные формы мерчендайзинга, используемые в настоящее время: предоставление мерчендайзеров (консультантов по товарам) для проведения акций, выставок и т.д.; оказание рекламно-информационных услуг: изготовление печатной и иной продукции рекламного характера; оказание рекламно-информационных услуг в части размещения рекламы в сети Интернет, на радио и телевидении.

Согласно положениям ст. 54.1 НК РФ в рамках налоговых проверок должностные лица налоговых инспекций акцентируют особое вынимание на документах и фактических обстоятельствах, подтверждающих факт выполнения работ (оказания услуг) в объемах, заявленных в документах.

Сложившаяся в настоящее время практика сопровождения клиентов при проведении налоговых проверок, позволяет выделить следующие направления работы должностных лиц налоговых органов, нацеленные на доказывание факта неоказания услуг мерчендайзинга, контрагентом, заявленным в документах:

 

1. Проверка документального подтверждения факта оказания услуг.

При проведении мероприятий налогового контроля, проверяющие запрашивают документы, оформленные по результатам оказания услуг. Особое внимание должностные лица налогового органа акцентируют на отчетах, оформленных сторонами.

При изготовлении печатной и иной продукции рекламного характера, особое внимание проверяющие уделяют не только техническому заданию, которое содержало бы конкретные наименования услуг (изготовление баннера, производство настенного календаря, воблера и т.д.), но и количеству экземпляров, которое необходимо изготовить. В данном случае к отчету необходимо прикладывать экземпляр готовой продукции, поименованной в техническом задании, а также необходимо приготовить обоснования необходимости изготовления продукции в указанном количестве и каким образом она впоследствии была реализована.

Обязательными элементами отчетов, в случае привлечения консультантов по товару, являются: фотографии c места оказания услуги с наличием даты и времени проведения съемки, фиксацией мерчендайзера, оказывающего услугу (в том числе значение имеет форма, в которую одет исполнитель); перечень конкретных услуг со ссылкой на адреса объектов оказания услуг; список лиц, оказывающих услуги в конкретные даты и временные промежутки. Такие отчеты подвергаются проверяющими детальному анализу на предмет наличия подтверждения присутствия физических лиц – мерчендайзеров на территории конкретных объектов, временном интервале оказания услуги, а также соблюдение пропускного режима в помещение (магазина, выставки и т.д.).

В случае оказания рекламно-информационных услуг в части размещения рекламы в сети Интернет, на радио и телевидении специфика оформления отчетов обусловлена наличием, в первую очередь эфирных справок, подтверждающих размещение рекламных материалов, информации из ресурсов Яндекс и Гугл –аналитики (в случае рекламы в сети Интернет), подтверждающей количество переходов на сайт, фиксацией передачи размещаемых материалов исполнителю.

 

2. Допросы должностных лиц, непосредственно участвующих как в процессе, предшествующем заключению договора, так и при фактическом оказании услуг.

В рамках данного этапа проверяющие вызывают на допрос должностных лиц проверяемого налогоплательщика (контрагента, оказывавшего услуги) с целью установления фактических обстоятельств оказания услуг.

Так, с целью установления фактических обстоятельств, проверяющие во всех проверках интересуются следующими обстоятельствами:

- причины привлечения именно конкретного контрагента для исполнения услуг;

- каким образом был найден спорный контрагент;

- кто из числа должностных лиц налогоплательщика взаимодействовал с сотрудниками контрагента по вопросу оказания услуг;

- с кем и в каком порядке согласовывались приложения, дополнительные соглашения и иные условия (включая вопросы цены за услуги);

- кто подписывал договор (приложения, соглашения, акты, счет-фактуры), как со стороны налогоплательщика, так и со стороны контрагента и т.д.

Исходя из сложившейся практики, налоговые инспекторы в рамках допросов свидетелей часто задают вопросы, аналогичные по смысловой нагрузке, но различные по формулировке, с целью выявить противоречия в фактических обстоятельствах оказания услуг.

 

3. Установление физических лиц, непосредственно осуществляющих мерчендайзинг (в случае привлечения консультантов по товару).

В рамках данного этапа проверяющие путем анализа информации, полученной в рамках предшествующих этапов, формируют списки лиц, непосредственно оказывающих услуги и, путем их вызова на допрос в качестве свидетелей, устанавливают обстоятельства оказания (не оказания) услуг. На данном этапе проверяющими акцентируется внимание не только на сам факт наличия (отсутствия) установленных лиц на объектах (в магазинах, на выставках и т.д.), но и какой именно организацией они были привлечены, как позиционировали себя на объекте.

Сложившаяся судебная практика по налоговым проверкам позволяет сделать вывод, что процесс проведения мероприятий налогового контроля и выводы, формулируемые проверяющими в актах налоговых проверок, направлены на сбор и систематизацию обстоятельств, даже косвенно опровергающих возможность контрагента оказать услугу.

 

Юрист практики «Налоговые споры» Головач Наталья.