main.jpg



Отсрочка, рассрочка и инвестиционный кредит по налогам при COVID-2019

В связи со сложившейся ситуацией, связанной с распространением коронавируса COVID-19, государственными органами принимаются оперативные решения, направленные на минимизацию последствий, обусловленных масштабными ограничениями.

Так, Михаил Мишустин дал поручения, направленные на предоставление отсрочки по уплате налогов и страховых взносов в отношении налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма и авиаперевозок. Причиной таких мер является то обстоятельство, что представители этого сектора в первую очередь получили ощутимый удар по своей жизнедеятельности.

Но очевидно, что уже сейчас и в ближайшем будущем и другие отрасли почувствуют на себе негативные экономические последствия, которые могут привести даже к прекращению экономической деятельности.

На сегодняшний день законодательство Российской Федерации предусматривает механизмы, которые помогают оптимизировать экономическую нагрузку хозяйствующего субъекта. В частности, ряд таких механизмов предусмотрен налоговым законодательством.

НК РФ установлена возможность изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа, применив один из трех способов: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии предусмотренных НК РФ оснований на срок, не превышающий одного года (по общему правилу), соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Кому же отсрочка или рассрочка может быть предоставлена?

Отсрочку и рассрочку налогоплательщик может получить, когда из-за тяжелого финансового положения он не может вовремя перечислить налоги при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

- непредставление (несвоевременное предоставление) бюджетных средств;

- угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

- производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

- наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, установленных таможенным законодательством;

- невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного требования об их уплате.

Таким образом, налоговое законодательство предусматривает довольно обширный перечень обстоятельств, позволяющих налогоплательщикам обратиться с соответствующим с заявлением в Федеральную налоговую службу. Однако в настоящих реалиях допустимо предположить, что увеличиться количество компаний, которым в качестве оснований для применения отсрочки или рассрочки будет применено действие обстоятельств непреодолимой силы, причинившее им ущерб.

Следует отметить, что в случае обращения в Налоговую службу с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) по основанию причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы налогоплательщику придется самостоятельно доказывать причинение ущерба обстоятельствами, связанными с распространением COVID-19. В настоящее время не принято никаких нормативно-правовых актов, упрощающих применение таких механизмов, поэтому действовать налогоплательщикам необходимо в рамках установленных НК РФ правил.

Для того, чтобы налогоплательщику была предоставлена отсрочка (или рассрочка) ему необходимо обратиться в Налоговый орган с заявлением и подтверждающими документами и здесь налоговое законодательство возлагает на налогоплательщика серьезные обязательства: сбор и подготовка сведений об оборотах и остатках денежных средств на банковских счетах, сведений о контрагентах, имеющих долги перед Компанией, обязательство Компании о соблюдении условий, на которых предоставляется отсрочка (рассрочка) и иные документы.

Еще одним механизмом оптимизации налоговой нагрузки является возможность предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит позволяет уменьшать текущие платежи по налогу. Однако затем недоплаченные суммы нужно будет перечислить в бюджет и, как правило, с процентами. ИНК оформляют договором.

По общему правилу инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Однако круг оснований, при которых инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, является специфичным и подходит далеко не всем. Компания может претендовать на инвестиционный налоговый кредит, если она:

- проводит НИОКР или техническое перевооружение собственного производства, мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

- ведет внедренческую или инновационную деятельность;

- выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или оказывает особо важные услуги населению;

- выполняет государственный оборонный заказ;

- инвестирует в создание объектов и технологий с высокой энергоэффективностью;

- является резидентом зоны территориального развития.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления и подтверждающих документов и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Вместе с тем, не смотря на предоставление государством таких механизмов, далеко не все компании смогут ими воспользоваться – законодательством предусмотрен ряд оснований, исключающих для налогоплательщиков применение таких преференций и отменяющих решения о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита, если они уже приняты. Тем не менее, на фоне распространения эпидемии, явившейся причиной неопределенности и нестабильности в экономике, компаниям стоит воспользоваться всеми средствами, которыми государство готово поддержать бизнес.

Консультанты компании «Лемчик, Крупский и партнеры» помогают клиентам подать заявление, соответствующее закону, собрать необходимые документы и получить помощь при взаимодействии с налоговыми органами.