main.jpg



Обзор законодательства практики «Международное право и налоги»

Юристами практики «Международное право и налоги» компании Лемчик, Крупский и Партнеры Кулиным Романом и Каменской Дарьей подготовлен обзор основных изменений в России и за рубежом, а также обзор актуальной судебной практики по вопросам налогообложения международного бизнеса и физических лиц.

НОВЫЙ НАЛОГ В ЕС НА ФИНАНСОВЫЕ ТРАНЗАКЦИИ

В Евросоюзе продолжается обсуждение инициативы министра финансово Германии Олафа Шольфа о введение нового налога на операции по приобретению акций на фондовом рынке.

Согласно законопроекту, налог в размере 0,2% от стоимости бизнеса должен быть уплачен, при покупке акций компаний стоимостью более миллиарда евро. Пока не решено, как именно будут распределяться данные налоговые поступления между странами, но предполагается, что пятерка наиболее богатых стран будет передавать часть другим странам, чтобы в итоге каждая страна получила не менее 20 миллионов евро.

Обсуждение данного проекта продолжается с 2011 года и на сегодняшний день только 10 стран сохранили интерес к данной инициативе. По оценке, в данных странах представлено около 650ти компаний, чьи акции попадают в данную категорию налогообложения.

Первоначальной целью внедрения данного налога было противоборство спекуляции на рынке ценных бумаг и возможность пополнения бюджетов за счет наиболее финансово устойчивых компаний.

Некоторые страны, как например Австрия, достаточно сдержанно относятся к введению данного налога и выносят на обсуждение различные вопросы, подлежащие урегулированию, такие как исключения для новых компаний или перечень финансовых инструментов, на которые данный налог распространяться не должен. Однако, министр финансово Франции Бруно Ле Мэр, выразил поддержку данной инициативе, в этой связи, вероятность внедрения подобного налога и в других странах ЕС, достаточно высока уже в скором времени.

ОПТИМИЗАЦИИ ИНФООБМЕНА

В конце декабря ОЭСР опубликовала обновленное руководство по отчетности и предоставлению взаимных уведомлений между странами.

Данное руководство направлено на улучшение и упрощение процедуры сотрудничества между отдельными странами в рамках ежегодного автоматического информационного обмена в соответствии с конвенцией ОЭСР.

Руководство было одобрено коалицией из 130 стран.

На официальном сайте ОЭСР говориться о том, что в рамках реализации инфообмена, возникают вопросы подлежащие толкованию и урегулированию, как со стороны администрирующих органов, так и самих налогоплательщиков. Именно в целях оптимизации работы, ОЭСР выпустило данное руководство, что лишний раз подтверждает – развитие сотрудничества и усиление прозрачности в сфере информационного обмена будет продолжаться.

Стоить добавить, что в январе вышли в свет разъяснения по информации, подлежащей обмену на Мальте, а также инструкции по процедуре установления налогового резидентства на острове Мэн. 

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА В АВСТРИИ

Новое коалиционное правительство Австрии согласовало более существенную налоговую реформу, чем обсуждалось старым правительством.

Среди прочих пунктов, особенно стоит выделить следующие:

  • сокращение корпоративного налога с 25% до 21%;
  • сокращение ндфл для трех наиболее обеспеченных групп налогоплательщиков;
  • введение единого налога на авиабилет – 12 евро за рейс;
  • введение национального налога на выбросы углеводорода.

Также планируется внести изменение в налоговое законодательство в целом, чтобы сделать его более справедливым.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ РАЗВИВАЕТ ИНФООБМЕН С ЕС, НЕСМОТРЯ НА БРЕКЗИТ

Все страны-члены ЕС были обязаны до конца 2019 года внедрить в свое внутреннее законодательство Директиву ЕС 2018\822 о раскрытии налоговых схем профессиональными посредниками.

Согласно данной Директиве, налоговые консультанты, юристы и бухгалтеры, разрабатывающие и продвигающие налоговые схемы, обязаны сообщать о схемах, считающихся потенциально агрессивными. Данная информация должна передаваться между странами ЕС через центральную базу данных, на автоматической основе, с ежеквартальной периодичностью.

В соответствии с последними соглашениями, принятыми Палатой общин Великобритании, 31 января 2020 года должен состояться выход Великобритании из ЕС. Несмотря на это, Великобритания продолжает имплементировать нормы, принятые Евросоюзом, так как формально сохраняет статус члена, со всеми вытекающими обязательствами. 

СНИЖЕНИЕ НДФЛ ДЛЯ НЕРЕЗИДЕНТОВ

Министерство Финансов подготовило законопроект о снижении ставки НДФЛ от трудовой деятельности нерезидентов с 30% до 13%. Ставка 13% будет применяться как в отношении доходов от трудовой деятельности по найму, так и в отношении доходов высококвалифицированных специалистов.

СПИСОК ОФШОРНЫХ СТРАН ФНС ИЗМЕНЕН

С 1 января 2020 года вступил в силу Приказ ФНС России от 11.10.2019 №MMB-7-17/511@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией». Данным приказом были внесены изменения в перечень офшорных стран, в частности, из данного списка были исключены Панама и Сан-Марино.

Напомним, что данный перечень офшорных государств применяется при определении контролирующего лица иностранной организации. Так, в соответствии с п.4 ст. 25.13 НК РФ лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, если акции иностранной организации допущены к обращению на одной или нескольких иностранных фондовых биржах, за исключением тех, которые расположены на территории государств, содержащихся в Приказе ФНС России от 11.10.2019 №MMB-7-17/511@.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ОТЧИТАТЬСЯ ПО СЧЕТУ В ФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Министерством Финансов и ФНС была разработана и утверждена форма уведомления об открытии, закрытии и изменении реквизитов счетов (вкладов), открытых в банках и или иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Напомним, что в рамках Федерального закона от 02.08.2019, предусматривающего либерализацию валютного законодательства, был установлена обязанность по предоставлении уведомлений не только в отношении счетов, открытых в зарубежных банках, но и в отношении счетов, открытых в иных финансовых организациях. 

АКТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПО ФАКТИЧЕСКОМУ ПОЛУЧАТЕЛЮ ДОХОДА

Дело Henderson

17 декабря 2019 года Арбитражный суд г. Москвы вынес решение по делу ООО «ТАМИ и КО», которым был доначислен налог у источника, а также пени в совокупном размере 70 000 000 р.

Согласно обстоятельствам дела, ООО «ТАМИ и КО» в 2014 году выплатила накопленные за 2003-2011 годы дивиденды компании WALSBURG INVESTMENTS LIMITED (Кипр). При выплате дивидендов ООО «ТАМИ и КО» воспользовалось Соглашением об избежании двойного налогообложения и удержало налог у источника по льготной ставке 5%. Подобным образом ООО «ТАМИ и КО» поступило и в отношении сублицензионных платежей, выплаченных в адрес MAXINOR HOLDINGS LIMITED (Кипр).

По мнению налоговой инспекции, ООО «ТАМИ и КО» неправомерно применила льготные ставки, а иностранные компании не являются фактическими получателями дохода, ввиду следующего:

схема 1

1. Компания WALSBURG INVESTMENTS LIMITED (Покупатель) была создана незадолго до приобретения доли ООО «ТАМИ и КО» у RUBUN GLOBAL CORP (БВО) (Продавец).

2. Интересы RUBUN GLOBAL CORP представлял по доверенности главный бухгалтер ООО «ТАМИ и КО».

3. Оплата долей ООО «ТАМИ и КО» не была осуществлена в полном объеме, а только в размере 150 000 долларов США, необходимым для применения льготы по Соглашению.

4. У компании WALSBURG INVESTMENTS LIMITED отсутствуют сотрудники, кроме номинального директора.

5. Сумма выплаченных дивидендов многократно превышала оплату за приобретенные доли.

В отношении доходов компании MAXINOR HOLDINGS LIMITED судом было установлено, что ООО «ТАМИ и КО» выплачивало вознаграждение по сублицензионному договору MAXINOR HOLDINGS LIMITED, при этом налог у источника не удерживался. Судом было установлено, что MAXINOR HOLDINGS LIMITED не является фактическим получателем дохода, ввиду следующего:

схема 2

1. Согласно условиям лицензионного договора, заключенного между MAXINOR HOLDINGS LIMITED и RUBUN GLOBAL CORP, 80% полученного дохода кипрская компания обязана была переводить лицензиару.

2. У кипрской компании отсутствовали расходы на персонал, в связи с чем она не могла осуществлять деятельность по развитию бренда.

Кроме того, судом была установлена вся цепочка перевода владения как компаниями, так и товарными знаками с собственника бизнеса на офшорные компании.