main.jpg



Обзор изменений налогового законодательства 2018

1.      Вклады учредителей в счет пополнения чистых активов будут облагаться налогом на прибыль.
Их исключат из перечня необлагаемых доходов. На текущую дату вклады учредителей в счет пополнения чистых активов не учитывают в доходах на основании пп.3.4. п.1 ст.251 НК РФ. Размер доли в уставном капитале при этом не важен. Но указанный подпункт 3.4. отменен со следующего года.
Поэтому тем, кто хотел безналогового учесть вклад учредителей (также, например, простить займ от учредителя) и тем самым увеличить чистые активы, необходимо осуществить данные действия до конца 2017 г.

При этом вступит в силу новый пп.3.7. п. 1 ст. 251 НК РФ, предусматривающий освобождение от налогообложения доходов в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.
 
2.      Изменение условий получения материальной выгоды в целях НДФЛ у физ.лиц.

Изменены положения ст. 212 НК РФ.

Теперь доход в виде материальной выгоды будет возникать только в случае, если:
1) займ получен от организации или ИП, которые являются взаимозависимыми с физлицом либо с которыми оформлены трудовые отношения;
2) данная экономия является материальной помощью либо формой встречного исполнения обязательства перед физлицом.
Изменения внесены законом от 27.11.2017 № 333-ФЗ и вступят в силу с января 2018 года.

3.      ФНС России обновила Перечень государств, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ.

С 1 января 2018 года вступает в силу Приказ ФНС от 01.09.2017 № ММВ-7-17/709, которым утвержден новый перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Россией.

Перечень включает в себя 108 государств и 18 территорий. В новой редакции из «черного» списка исключены Южная Корея и Британские Виргинские острова, новые страны не добавлены.
Напомним, что упоминание страны в Перечне не позволит освободить от налогообложения в РФ прибыль контролируемой иностранной компании, расположенной в этой стране.

4.      Обязанность по исчислению НДС при оказании услуг в электронной форме возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем
С 1 января 2018 года вступил в силу закон, по которому с 1 января 2019 г. В соответствии с Законом любая иностранная организация, оказывающая услуги, предусмотренные пунктом 1 статьи 174.2 НК РФ (услуги в электронной форме), должна будет вставать на учет в налоговом органе и самостоятельно уплачивать НДС. Соответственно, в отличие от действующего порядка, российские компании – покупатели услуг не будут выполнять функции налоговых агентов по удержанию и перечислению НДС в бюджет за иностранных продавцов.
Кроме того, закон не признает налоговыми агентами по НДС посредников, являющихся субъектами национальной платежной системы, а также операторов связи, указанных в Федеральном законе «О национальной платежной системе».

5.      Увеличатся пороги признания сделок контролируемыми.
Согласно законопроекту № 249505-7, порог по выручке с взаимозависимыми лицами — российскими резидентами увеличится с 1 до 3 млрд. руб.
А сделки с иностранными взаимозависимыми лицами будут контролироваться, если их сумма превысила 60 млн. руб. (сейчас такого ограничения нет и сделка считается контролируемой от 0 руб.).
На текущую дату идет подготовка к первому чтению законопроекта.

6.      Изменения ст.161 НК РФ с 1 января 2018 года.
Покупатели лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных, будут обязаны перечислять НДС в бюджет.
Таким образом, на покупателей (за исключением физлиц, не являющихся ИП) отдельных видов товаров возложили обязанности налоговых агентов по НДС.
Ранее данные операции не облагались налогом.

7.      С 1 января 2018 года налогоплательщики не вправе принимать к вычету суммы предъявленного НДС на товары, работы или услуги, приобретенные за счет полученных субсидий и бюджетных инвестиций.
Данное ограничение также применяется, если субсидия увеличивает уставный капитал. Кроме того, уточнен порядок восстановления НДС в том случае, если субсидия частично компенсирует стоимость покупки.
 
8.       В статью 164 НК РФ о применении НДС 0% внесены коррективы.
Изменения позволят отказаться от применения ставки НДС 0% при реализации товаров, вывезенных в процедуре экспорта, а также при выполнении в отношении таких товаров некоторых видов работ или услуг. К ним относятся, например:
услуги по международной перевозке товаров;
работы и услуги, выполняемые и оказываемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов по транспортировке, перевалке или перегрузке нефти и нефтепродуктов;
услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа.
Если нужно отказаться от нулевой ставки, то потребуется сдать в ИФНС специальное заявление – не позднее 1-го числа квартала, с которого будет платиться НДС по ставке 10% или 18%. Отказ возможен на срок не менее года. Невозможно будет отказаться от нулевой ставки по какой-то конкретной сделке.
Основание: Федеральный закон от 27.11.2017№ 350-ФЗ.

9.       Применение нулевой ставки по НДС с 1 января 2018 года распространено на операции по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта.
При этом нулевая ставка по НДС применяется только в случае, если ранее товары проходили таможенные процедуры — переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада.
Ранее налогоплательщики, оказывающие услуги по предоставлению ж/д подвижного состава и контейнеров для перевозки экспортируемых товаров, могли применять нулевую ставку по НДС только в том случае, если подвижной состав и контейнеры находились у них в собственности или в аренде. С 2018 года данное условие отменено.
Таким образом, расширился круг лиц, имеющих право на применение нулевой ставки НДС по данному основанию.
Основание: Федеральный закон от 27.11.2017 № 350-ФЗ

10.   От налога на прибыль освободили доходы:
излишки в виде прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные в результате инвентаризации если инвентаризацию проводили в 2018 и 2019 годах (п. 1 ст.1 Федерального закона от 18 июля 2017 г. № 166-ФЗ);
невостребованные дивиденды, вклады в имущество организации и безвозмездно полученные поручительства (гарантии) в сделках между российскими небанковскими организациями безвозмездно полученных услуг (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 сентября 2017 № 286-ФЗ).
 
11.   Появятся правила для расчета налога в случае, если кадастровую стоимость по объекту установили в середине года.
Речь идет об имуществе иностранных компаний, которые не ведут деятельность в России через постоянные представительства.
Если кадастровую стоимость по таким объектам установили в середине года, то авансы по налогу на имущество считают исходя из новой стоимости. Сумму берут на день внесения сведений в ЕГРН. Новый расчет делают за текущий налоговый период. Сейчас нет правил для определения налога в таких случаях.
 
12.   От НДФЛ освободили дисконты по облигациям, если ценные бумаги российские рублевые обращающиеся и эмитированы после 1 января 2017 года (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 3 апреля 2017 № 58-ФЗ).
 
13.   Ст. 217 НК РФ дополнена положениями, освобождающими от НДФЛ суммы возмещения участникам долевого строительства из Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства, сформированного в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 218-ФЗ.
Такие компенсации в обиходе еще называют выплаты в пользу «обманутых дольщиков». Они полагаются при банкротстве застройщиков.

14.   В НК РФ появится правило, как считать налог, если изменилась кадастровая стоимость земельного участка. В случае если это произошло из-за перевода земель в другую категорию или изменился вид разрешенного использования.
Новую кадастровую стоимость учитывают для расчета налога с той даты, когда сведения об этом внесли в ЕГРН. На текущую дату контролирующие органы разъясняют, что изменение кадастровой стоимости влияет на налог только со следующего года (письмо ФНС России от 19 апреля 2017 г. № БС-4-21/7402).

15.   Налоговые проверки ограничат.
Ст. 88 НК РФ изменят следующим образом:
срок проведения камеральных проверок сократится с трех до одного месяца;
если в уточненной декларации размер налога снизится, при повторной выездной проверке будут проверять только обоснованность такого уменьшения;
по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля инспекторы составят отдельный акт, где зафиксируют суть мероприятий и выводы. Компания сможет ознакомиться с актом и подать возражения.
На текущую дату идет подготовка к первому чтению законопроекта № 249505-7.

16.    Усиление ответственности за ошибки в бухучете.
Бухгалтер бюджетной организации и бухгалтер коммерческой компании за одни и те же ошибки будут отвечать по-разному. Например, за недостоверную бухгалтерскую отчетность главбух бюджетной организации заплатит максимум 50 000 руб., а главбух коммерческой — 10 000 руб.
На текущую дату данный законопроект еще не внесен в Государственную Думу (Законопроект о внесении изменений в статьи 15.11, 15.15.6 и 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 19 июля 2017 г., ID проекта 01/05/07-17/00069482).

17.    Налогоплательщики при невозможности единовременной уплаты начисленных сумм налогов по результатам налоговой проверки смогут получить рассрочку. Изменения вступили в силу с 14.11.2017г.

18.    Разрешено при взыскании налоговой недоимки при недостаточности средств на счетах налогоплательщика списывать средства с т.н. «драгоценных» или «металлических» счетов в банках. Кроме того, введен порядок взаимодействия банков и ИФНС при решении вопросов о списании задолженности с «драгоценных счетов». Так, банки, в частности, будут вправе приостанавливать операции по счетам в драгоценных металлах, если этого потребует инспекция.

19.   При начислении амортизации иначе применяют повышающие коэффициенты (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 сентября 2017 № 286-ФЗ).
При амортизации зданий с высокой энергетической эффективностью не получится применять повышающий коэффициент 2,0 (на текущую дату можно согласно пп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).
При этом для амортизации объектов из правительственного перечня, которые используются в сфере водоснабжения и водоотведения, можно будет воспользоваться коэффициентом 3,0.
 
20.    Обучать сотрудников станет выгоднее. С 1 января 2018 года возможно учесть больше расходов на подготовку персонала. Организации смогут учитывать (Федеральный закон от 18 июля 2017 г. № 169-ФЗ):
расходы на обучение сотрудников в научных организациях (на текущую дату возможно только в образовательных)
расходы на обучение по сетевой форме — когда в процессе участвуют сразу несколько организаций, включая расходы на содержание помещений, оборудования и другого имущества, оплату труда и другие расходы по договору на обучение.
Цель поправки — заинтересовать организации в подготовке высококвалифицированных сотрудников. Эти положения будут действовать с 2018 по 2022 год.

21.    С 1 января 2018 года в расходы на НИОКР будут включать помимо зарплаты сотрудников страховые взносы с данных выплат.
Теперь для расчета пропорции расходов на НИОКР (75% расходов на оплату труда) в расходы на оплату труда разрешат включить страховые взносы.
Кроме того, с 2018 по 2020 год к расходам на НИОКР нужно относить затраты на покупку исключительных прав на изобретения, полезные модели, образцы, которые использовали в исследованиях и разработках.

22.   Ограничения льгот по движимому имуществу, принятому на учет после 1 января 2013 года, объектам с высокой энергетической эффективностью и имуществу на российской части дна Каспийского моря получится применять, только если она предусмотрена региональными законами (п. 10 ст. 1 Федерального закона от 30 сентября 2017 № 286-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Московской областной Думы от 21.09.2017 №16/30-п принят Закон о внесении изменений в Закон от 21 ноября 2003 года №150-2003/ОЗ «О налоге на имущество в Московской области». Внесены изменения в ст. 1 Закона № 150-2003/ОЗ, в отношении движимого имущества, принятого на учет после 1 января 2013 г. в составе основных средств, установлена налоговая ставка в размере 0% на период 2018-2020 гг.
В Нижегородской области депутаты внесли изменения в ч. 1 ст. 21 Закона Нижегородской области от 27.11.2003 № 109-З «О налоге на имущество организаций», согласно которым обрабатывающим производствам и предприятиям, осуществляющим научные исследования и разработки, а также организациям, осуществляющим перевозку льготных категорий граждан на территории области, предоставлена льгота по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2016 г.
Установленные в Нижегородской области льготы будут действовать с 1 января 2018 до 31 декабря 2020 г. включительно.
 
23.   От НДФЛ освобождаются суммы, которые жители г. Москвы получат в качестве компенсации, а также превышения стоимости новой квартиры над ценой жилья, которое попало под реновацию.
 
24.    Доходы в виде процентов по облигациям российских организаций будут считать иначе. Если российские рублевые облигации эмитированы с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно, базу по НДФЛ будут считать так:

Налоговая база по НДФЛ с доходов в виде процентов по российским рублевым облигациям, эмитированным с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года = Проценты по российским рублевым облигациям, эмитированным с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года - Номинальная стоимость облигаций × Ставка рефинансирования ЦБ* + 5%

*Ставка рефинансирования ЦБ, действующая в периоде, за который выплачен купонный доход.

25.       Социальный вычет смогут заявить арендаторы жилья (ID проекта 04/13/10-17/00074255 на сайте regulatio№.gov.ru). Максимальный размер вычета — 2 млн. руб. Его получат те, кто ранее не воспользовался имущественным вычетом. Если же имущественный вычет использован не полностью, остаток можно получить в виде социального вычета по найму жилья. Таким образом правительство намеревается вывести из тени «неформальных» арендодателей.

На текущую дату данный законопроект еще не внесен в Государственную Думу.

26.       Введен курортный сбор с приезжих в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.

С 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года. Платить нужно будет по 100 руб. за каждый день пребывания. Для первого года сделали скидку — сутки обойдутся в 50 руб. Командированных от сбора не освободили, но эту сумму можно учесть в расходах.

27.      Организации, которые занимаются туристско-рекреационной деятельностью на Дальнем Востоке, с 2018 по 2022 год вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль организаций.

Цель изменения — развитие туризма на Дальнем Востоке (Федеральный закон от 18 июля 2017. № 168-ФЗ).

28.       Внесен законопроект (№ 162100-7) об учете расходов на отдых сотрудников.

Работодатель сможет учесть в расходах стоимость путевок сотруднику и/или его семье. Условие одно — они должны отдыхать в России. В расходах, по проекту, можно будет учесть проезд, проживание, питание и даже экскурсии по договору, который наниматель заключил с туроператором или турагентством. Максимальный лимит — 50 000 руб. на одного человека в год. Не важно, кто это будет — сам сотрудник, его родители, дети или жена.

На текущую дату проект рассматривается Государственной Думой в первом чтении.