main.jpg



Новшества по налогу на имущество организаций – источник новых дискуссий

29 сентября 2019 года был опубликован Федеральный Закон № 325 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который принес неожиданные для налогоплательщиков нововведения в части налога на имущество организаций.

Во-первых, определение понятие «объект налогообложения по налогу на имущество организаций» претерпело небольшие изменения. Так, согласно новой редакции п.1 ст.374 НК РФ таковым объектом налогообложения признается недвижимое имущество, как учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств, так и просто принадлежащее организации на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также, полученное по концессионному соглашению. Следовательно, с 1 января 2020 года обязанность по уплате налога с кадастровой стоимости не определяется фактом принятия к учету имущества именно в качестве основного средства.

Во-вторых, законодатель изменил подход к налогообложению имущества по кадастровой стоимости. С 1 января 2020 года действует следующее правило, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества установлена, но имущество не указывается в соответствующем региональном Перечне, подлежит уплате «кадастровый» налог на имущество.

Все бы ничего, но поправка пп.4 п.1 ст.378.2 НК РФ является настолько неудачной, что вызвала бурную дискуссию в юридическом сообществе. Дело в том, что в новой редакции объект кадастрового налогообложения «жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств…» заменен на «иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ». Указанная глава Налогового кодекса содержит открытый перечень налогооблагаемых объектов, о чем свидетельствует фраза «иные здания, строения, сооружения, помещения». В таком случае, возникает вопрос: следует ли из этого контекста, что и объекты незавершенного строительства будут облагаться «кадастровым налогом» на имущество организаций, если они поставлены на кадастровый учет? Да и вообще, зачем тогда нужны региональные Перечни?

Таким образом, видно, что данная норма законодателем была сформулирована неудачно, что однозначно вызовет разные подходы к ее трактовке. В связи с этим, налогоплательщикам остается только дожидаться появления официальных разъяснений вышеописанного «нововведения».