main.jpg



Национальная стратегия развития искусственного интеллекта

Комментарий в связи с утверждением указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»

10 октября 2019 года Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина была утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. Стратегия включает в себя четыре раздела, каждый из которых, в свою очередь, раскрывает основные принципы работы, а также, механизмы реализации Стратегии в ближайшем обозримом будущем.

Главной целью развития искусственного интеллекта в Российской Федерации Стратегия обозначает повышение экономических показателей страны и выход на мировой технологический рынок в составе стран-лидеров. На сегодняшний день, основываясь на научных трудах и последующих внедрениях вычислительных систем и их архитектур в глобальный проект искусственного интеллекта, рост мировой экономики постепенно увеличивается и уже к 2024 году планируется достижение устойчивых показателей. В числовом эквиваленте финансовые показатели должны превысить значение в $1 трлн. Мировое инвестирование технологий искусственного интеллекта увеличивается с каждым годом. Если к 2017 году показатели не превышали $40 млрд., то уже к 2024 году фонд составит порядка $140 млрд, а это означает, что фонд инвестирования возрастет почти в четыре раза.  В России затраты на продвижение технологий искусственного интеллекта до 2024 года составят <100 млрд. рублей, к 2030 году эта цифра увеличится почти в два раза. Но высокие технологии несут за собой новый рывок в технологичное будущее, а значит, должны оправдывать все трудозатраты, которые нацелены на их развитие. А так ли это на сегодняшний день?

Прогресс ощущается. На сегодняшний день наиболее часто используемым типом решений на базе искусственного интеллекта являются так называемые «виртуальные помощники»: например, мы используем «Окей, Гугл» через платформу Google, «Привет, Алиса!» через платформу Yandex, или «Привет, Сири!» через платформу Apple. Технология настолько актуальна и современна, что распознавание человеческой речи происходит поразительно точно и быстро. Значит ли это, что технология нацелена на то, чтобы полностью имитировать когнитивные функции человека? Да. Анализ показывает, что разработка платформ искусственного интеллекта нацелена не только упрощение запросов граждан, но и на оптимизацию бизнес процессов крупных и средних компаний, органов государственной власти и подведомственных организаций. Примерный прогноз использования технологии искусственного интеллекта сейчас составляет 10% к 2024 году и 20% к 2030 году.

Правовое регулирование технологий искусственного интеллекта пока еще недостаточно систематизировано. Развитие искусственного интеллекта, а по-другому даже «разума» предполагает под собой некую непредсказуемость или даже нестабильность. Разработка подобных систем и технологий нацелена на определенную независимость от специалистов – операторов, что ведет к сложностям в определении субъекта правовой ответственности. На настоящий момент технологии искусственного интеллекта регулируются в рамках норм авторского права или считаются объектами имущества. Но как же регламентировать тот факт, что искусственный интеллект, заключенный в ту или иную оболочку, развивает в себе способности и возможности по индивидуальному «осознанному» поведению и индивидуализации самого себя? По данному вопросу существует несколько точек зрения, самая популярная из которых предполагает относить технологии искусственного интеллекта к юридическим лицам и закреплять за ними этот статус. Законодательство предусматривают гражданско-правовую, а в некоторых случаях и уголовно – правовую ответственность юридических лиц. Юридические лица могут действовать преднамеренно, поэтому признать их юридически ответственными за определённые действия считается возможным. Однако стоит отметить, что действия юридических лиц всегда осуществляются посредством действий физического лица или группы физических лиц, из чего следует, что определенно точно установить, что технология искусственного интеллекта когда-либо сможет претендовать быть признанной абсолютно автономной и независимой – невозможно. Таким образом, на настоящий момент законодателем не установлена и приблизительная правовая база, которая смогла бы корректно регулировать правовые отношения, связанные с использованием или внедрением технологий искусственного интеллекта на постоянной основе в современном российском обществе. Остается лишь надеяться, что в процессе реализации Стратегии, законодательство будет усовершенствованно и подстроено под современные технологические реалии.