main.jpg



Министерство труда и социальной защиты РФ реализует механизм «регуляторной гильотины»

28 октября 2019 года на портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения размещен проект постановления Правительства РФ об отмене ряда подзаконных актов, регулирующих трудовые отношения.

Внесение проекта постановления связано с реализацией механизма «регуляторной гильотины» – прекращения действия устаревших актов по поручению Правительства РФ от 30.01.2019 N ДМ-П36-608.

В рамках проекта предлагается отменить действие подзаконных актов, регламентирующих трудовые отношения, которые содержат избыточное регулирование или устаревшие нормы. К отмене также предлагаются акты, которые приняты неуполномоченными органами или без надлежащего механизма регистрации в Министерстве юстиции РФ. Всего предлагается отменить девять постановлений Правительства РФ, 15 различных пунктов в разных постановлениях, 105 приказов министерств и 816 нормативных документов (типовые инструкции и правила). При этом акты рекомендательного характера (например, тарифно-квалификационный справочник, профессиональные стандарты и т.п.) не отменяются.

Из содержания проекта и пояснительной записки к нему становится понятно, что большая часть отменяемых актов посвящена вопросам охраны труда: например, правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты предлагается перенести из области подзаконного регулирования в область локального – путем принятия соответствующих актов на уровне работодателя.

«Регуляторная гильотина» была намечена Правительством РФ еще в январе 2019 года – предполагается, что отход от избыточных требований к бизнесу позволит ему сэкономить на расходах. Экономическая целесообразность предлагаемых мер, конечно, однозначна: как следует из доклада Центра стратегических разработок, эффективная настройка регуляторной политики в России способна дать до 1,5-2,5% прироста ВВП в год. Положительные показатели можно проверить на практике: инструмент активно применяли в Хорватии, Великобритании, Мексике и Вьетнаме. В Хорватии, например, как следует из доклада, экономия бизнеса от этого механизма составила $65,6 млн (0,13% ВВП) за девять месяцев реализации проекта (2006-2007 годы).

Между тем, рядом со снижением экономических издержек соседствует ряд проблем и вопросов, вытекающих из принятия такого решения.

Государство и бизнес уверены в своем желании «отсечь» ряд норм, но работники, в защиту интересов которых принимались множественные инструкции и правила, в этом явно не решительны. Должен ли сохраняться баланс интересов и сохранится ли он в результате ведения к подмосткам «регуляторного эшафота»? Авторы проекта постановления прагматично отмечают: действующее законодательство достаточно, и устаревшие требования не согласуются с существующими нормами.

Насколько слова из пояснительной записки «реализация проекта постановления не приведет к нарушению трудовых и иных прав граждан» будут отражать действительность узнать можно будет только одним способом – собственно принятием постановления (и вступлением в силу), которое намечено на 01 января 2021 года. Потому и подчеркивается важность и серьезность возможных последствий.