main.jpg



Международный дайджест европейских событий в сфере налогов и права

1. ЕС обновил черный список юрисдикций

Совет ЕС расширил список юрисдикций, не осуществляющих необходимые реформы в соответствии с установленными сроками. Теперь к таким юрисдикциям, как Американское Самоа, Фиджи, Гуам, Оман, Самоа, Тринидад и Тобаго, Виргинские острова США и Вануату, добавились Палау, Панама, Сейшельские и Каймановы острова.

К примеру, Панама и Палау не осуществляют в должной мере инфообмен на базе ОЭСР. Каймановы острова не обеспечивают надлежащую защиту инвесторов в сфере коллективного инвестирования. А Сейшельские острова сохраняют неоднозначные льготные налоговые режимы, подлежащие реформированию.

На том же заседании Совет исключил из серого списка юрисдикции, чье сотрудничество в налоговой сфере соответствует установленным параметрам. Положительную динамику продемонстрировали следующие юрисдикции: Антигуа и Барбуда, Армения, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Кабо-Верде, Острова Кука, Кюрасао, Маршалловы Острова, Черногория, Науру, Ниуэ, Сент-Китс и Невис, а также Вьетнам.

2. С размыванием прибыли борются уже 94 страны

Продолжается активное расширение действия многосторонней конвенции по осуществлению мер, связанных с налоговым договором, для предотвращения эрозии базы и изменения прибыли (BEPS MLI). Северная Македония стала 94й страной, присоединившейся к конвенции. Накануне Кипр и Саудовская Аравия сдали на хранение в ОЭСР документы о ратификации той же конвенции.

Данная конвенция позволяет странам максимально оперативно включать в действующие двусторонние соглашения новые положения в рамках единой политики ОЭСР, направленной на противоборствование размыванию налоговой базы многонациональными группами и уклонению ими от уплаты налога.

3. МВФ беспокоится за Мальту

Международный валютный фонд выразил обеспокоенность налоговой системы Мальты с точки зрения формирования доходов бюджета. В заявлении в частности говориться о том, что на сегодня налоговые поступления чрезмерно зависят от корпоративного налога, что делает налоговую систему в целом уязвимой для потенциальных международных изменений налоговых правил. МВФ рекомендовал властям уделять больше внимания собираемости налогов и задуматься о расширении налоговой базы.

4. Будущее цифрового налога

Организация экономического сотрудничества и развития представила экономический анализ потенциального воздействия данного налога на международную налоговую реформу. По оценке ОЭСР, платежи с предприятий цифровой экономики, ориентированных на потребителей, повысят глобальные налоговые доходы от корпоративного подоходного налога примерно на 4 процента в год, что эквивалентно 100 миллиардам долларов США. Планируются, что выгоды от нового налога будут относительно равными для стран и с высоким и с низким доходом. На данный момент, ведется анализ более чем 200 юрисдикций, для целей выработки плана реформ и инструментов, необходимых для согласования на международном уровне. Подчеркивается важность поддержания консенсуса между странами на этапе обсуждения условий реформирования, чтобы избежать диспропорции внедрения налога и неравномерное распределения прибыли.

Тем временем, некоторые страны локально уже вводят подоходный налог, как временную меру, понимая, что обсуждения на таком глобальном уровне могу занять длительное время. В частности, в Испании уже обсуждается введение цифрового налога по ставке 3% от общей валовой выручки.
В то же время, в Чехии уже введен аналогичный налог по ставке 7%.