main.jpg



Комментарий в связи с внесением на общественное обсуждение Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2019 года»

9 октября 2019 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов и результатов их обсуждения был размещен Проект Приказа Минтруда, предусматривающий снижение величины прожиточного минимума за III квартал текущего года.

Вносимые поправки предполагают изменение действующих величин в сторону снижения в среднем на полтора процента от действующих размеров:

Величина прожиточного минимума

Сейчас (в рублях)

Предлагается (в рублях)

На душу населения

11185

11012

Для трудоспособного населения

12130

11942

Для пенсионеров

9236

9090

Для детей

11004

10838

Таблица 1. Сравнение действующей и предлагаемой величины прожиточного минимума. 

Основанием для внесения подобных изменений авторы поправок называют уменьшение потребительских цен на ряд продуктов в июле-сентябре 2019 года, которое в итоге повлияло на снижение общей стоимости потребительской корзины.

Практика внесения подобных изменений не нова для министерства – поквартальное определение величины прожиточного минимума является прямой обязанностью в силу статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Такое определение необходимо для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ. Различные социальные выплаты также ставятся в зависимость от величины прожиточного минимума.

Между тем, решение об установлении величины прожиточного минимума всегда ставится в зависимость от экономических показателей – в числе которых индекс потребительских цен, рассчитываемый Росстатом. Для неискушенного в экономико-юридических тонкостях гражданина поправки о снижении величины прожиточного минимума безусловно будут восприниматься негативно – в особенности на фоне увеличения данной величины в предыдущих кварталах текущего года и новости о повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности на 4,3 процента (соответствующий указ был принят 7 октября 2019 года Президентом РФ).

Таким образом, совершенно типичная процедура с точки зрения права (но имеющая, справедливости ради, глубокие экономические основания) всегда способна муссироваться в негативном ключе в глазах и без того неискушенных ко всякого рода поправкам граждан. Такого рода настроения, как следует из анализа изменения величин прожиточного минимума с 2016 года, могут продлиться до грядущего 2020 года.

Период

Величина прожиточного минимума (в рублях)

На душу населения

Для трудоспособного населения

Для пенсионеров

Для детей

за II квартал 2019 года

11185

12130

9236

11004

за I квартал 2019 года

10753

11653

8894

10585

за IV квартал 2018 года

10213

11069

8464

9950

за III квартал 2018 года

10451

11310

8615

10302

за II квартал 2018 года

10444

11280

8583

10390

за I квартал 2018 года

10038

10842

8269

9959

за IV квартал 2017 года

9786

10573

8078

9603

за III квартал 2017 года

10328

11160

8496

10181

за II квартал 2017 года

10329

11163

8506

10160

за I квартал 2017 года

9909

10701

8178

9756

за IV квартал 2016 года

9691

10466

8000

9434

за III квартал 2016 года

9889

10678

8136

9668

за II квартал 2016 года

9956

10722

8163

9861

за I квартал 2016 года

9776

10524

8025

9677

Таблица 2. Показатели величин прожиточного минимума в соответствующих периодах. Желтым обозначено падение показателя по сравнению с предыдущим периодом, зеленым – его увеличение.