main.jpg



Как теперь возвращать долги? Обзор законопроекта о моратории на банкротство.

Практика ЛКП «Сопровождение процедур банкротства» представляет вашему вниманию обзор законопроекта о моратории на банкротство.

Минэкономразвития предлагает закрепить возможность введения моратория на банкротство для обеспечения стабильности экономики.

20 марта Минэкономразвития приступило к разработке проекта о внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Изменения позволят Правительству РФ вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве (правда, только в исключительных случаях).

К исключительным случаям законопроект относит, в частности, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также существенное изменение курса рубля. Правительство сможет вводить мораторий и при наличии других обстоятельств, если посчитает их опасными для экономической стабильности. Перечень таких обстоятельств в текущей редакции закона не является закрытым.

Предполагается, что мораторий будет распространяться на отдельные сферы бизнеса, которые Правительство определит в качестве наиболее уязвимых, а длительность моратория в любом случае составит не более полугода.

В условиях моратория кредиторы не смогут возбудить дело о банкротстве своего контрагента. Соответствующее заявление о банкротстве будет возвращено судом со ссылкой на действие моратория.

Если же на момент введения моратория заявление было принято судом к производству, но процедура банкротства не введена, то процесс банкротства приостановится до отмены моратория.

Стоит отметить, что мораторий не распространится на заявления, поданные самими должниками. Собственные заявления о банкротстве будут приниматься к производству, и в случае обоснованности будет вводиться процедура банкротства.

По мнению практики ЛКП «Сопровождение процедур банкротства», сохранение права должников на подачу заявления о своем банкротстве предусмотрено, в первую очередь, с целью использования должниками механизмов оздоровления, предусмотренных реабилитационными процедурами (финансовое оздоровление, внешнее управление).

Право на собственное банкротство важно и с точки зрения свободы осуществления предпринимательской деятельности, предоставления возможности для закрытия компании и списания долгов с прицелом на новое начало.

На время моратория приостановится течение и ряда важнейших сроков, связанных с банкротством.

К примеру, если в обычных экономических условиях руководитель компании, обнаруживший признаки объективного банкротства, обязан в течение одного месяца подать в арбитражный суд заявление о банкротстве компании, то в условиях моратория этот месячный срок не течет.

На время действия моратория менеджеру предоставляется полный карт-бланш на поиск путей выхода из кризиса. При этом, устраняется риск личной ответственности менеджера за несвоевременную подачу заявления о банкротстве.

По мнению практики ЛКП «Сопровождение процедур банкротства», подобный механизм предоставит бизнесу реальный шанс провести экспресс-оздоровление.

Законопроект предусматривает также меры, которые обеспечат интересы кредиторов на случай, если по окончании моратория банкротство компании избежать так и не удастся.

Во-первых, сообщения кредиторов о намерении обанкротить компанию сохраняют силу в период действия моратория и не утрачивают силу по истечении тридцати дней со дня их опубликования (как предусмотрено Законом в общем порядке).

Во-вторых, в делах о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения действия моратория, периоды для оспаривания сделок предлагается исчислять не с момента принятия заявления о банкротстве, а с момента введения моратория. Это позволит кредиторам «заглядывать еще глубже» для поиска потенциально недействительных сделок должника.

В документе сформулированы особенности и по другим процедурным моментам, однако значительным образом на общий ход процесса эти особенности не повлияют.

Юристы ЛКП считают, что предложенные Министерством новеллы возымеют для бизнеса по большей части положительный эффект. В условиях кризиса бремя несения убытков, по сути, распределится между должниками и их контрагентами. Важно здесь не нарушить баланс интересов одних и других.

В то же время, вызывает некоторые опасения тот факт, что Правительству РФ позволят по собственному усмотрению определять исключительные случаи, в которых будет вводиться мораторий на банкротство. Законопроект предлагает слишком размытый критерий исключительности – необходимость обеспечения стабильности экономики.

Более того, новеллы не ограничивают частоту введения моратория. Актуальная редакция законопроекта по сути предоставляет Правительству РФ право принять новый мораторий еще на полгода сразу после истечения действия предыдущего. Данный пробел должен быть урегулирован в итоговой версии законопроекта.

Специалисты практики «Сопровождение процедур банкротства» убеждены, что разработка данного законопроекта связана с признанием Законодателем дальнейшего объективного ухудшения экономической ситуации как на макро, так и на микроуровне, ввиду затяжной борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, а также связанным с ним валютным кризисом.

Предполагается, что предложенные поправки должны быть закреплены в законе не раньше, чем через 2-3 месяца с учетом всех законотворческих процедур. Однако скорость принятия законопроекта будет зависеть от активности «банкротного лобби» в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Практика «Сопровождение процедур банкротства» будет следить за дальнейшим развитием событий и информировать Вас о других нововведениях в рамках борьбы с коронавирусом и его последствиями.