publikacii.jpg



Изменения в иностранном законодательстве — Латвия

I. В конце декабря 2010 года Россией и Латвией было заключено «Соглашение <…> об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал». Целью Соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из Договаривающихся Государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода и капитала в своем государстве и государстве-партнере. Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами Договаривающихся Государств, определяет методы устранения двойного налогообложения

«Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» от 20 декабря 2010 года.

Федеральный закон от 02 октября 2012 года N 156-ФЗ «О ратификации Сог1лашения между Правительством РФ и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал».

Соглашение вступает в силу с 1 января 2013 года.

Основные положения Соглашения:

1. Установлены максимальные ставки налога у источника:

по процентам10% (5 % – для займов между финансовыми институтами государств);

по дивидендам5% и 10% (5% – если конечный бенефициар прямо владеет более 25% компании, выплачивающей дивиденды, и объем инвестиций составляет не менее 75 000 $, 10% – для всех остальных случаев);

по роялти5%.

2. Возможно получение налогового вычета в РФ на сумму налогов, уплаченных в Латвии (Законодательство Латвии предусматривало возможность, обратную вышеуказанной, ранее). Налоговый резидент Латвии так же имеет право на вычет из налога на доход или капитал суммы, равной налогу на доходы, уплаченному в РФ (кроме случаев, когда национальный закон Латвии предусматривает более благоприятные условия).

3. Платежи по международным перевозкам и аренде транспортных средств, используемых в международных транспортных перевозках, освобождены от налога у источника.

4. Иные доходы от предпринимательской деятельности и доходы от прироста капитала (за исключением использования и продажи недвижимости и акций компаний, 50% и более доходов, которых составляют доходы от недвижимости) не облагаются налогом у источника.

5. Согласно Статье 27 «Обмен информацией» налоговые органы РФ смогут подготовить запрос в адрес налоговых органов Латвии о предоставлении любой информации,

За исключением информации, которая в соответствии с законами или имеющейся административной практикой не может быть получена, а также информации, которая раскрывала бы какую-либо торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну либо торговый процесс или предоставление которой противоречило бы публичному порядку.

касающуюся налога на прибыль организаций, НДФЛ, налога на имущество организаций и физических лиц, а также НДС. Информация может быть запрошена только в рамках конкретного дела налогоплательщика. Компетентные органы обоих государств не должны требовать проставления апостиля ни на каких документах, необходимых для применения Соглашения. Документы компетентных органов могут использоваться в качестве доказательств. Эти положения распространяются также на информацию, находящуюся в распоряжении банков, кредитных организаций, номинальных держателей, агентов или доверительных управляющих.

6. В Статье 5 «Постоянное представительство» дано определение данному термину и перечислены виды деятельности, которые не подпадают под понятие постоянного представительства даже при условии их осуществления через представителя по доверенности, а именно когда эти действия ограничиваются хранением, поставкой и демонстрацией товара, закупкой товара и сбором информации, а также случаями, когда вышеупомянутые лица действуют в качестве торговых агентов, брокеров и независимых агентов в рамках ведения своей независимой хозяйственной деятельности.

II. Изменения налогового законодательства, вступающие в силу в 2013 году.

С 1 января 2013 года в Латвийской Республике  вступают в силу поправки в закон «О подоходном налоге с предприятий» (далее – Закон). Основные изменения налогового законодательства, связанные с вступлением поправок Закона в силу:

1. Освобождаются от налогообложения дивиденды, полученные латвийской компанией от нерезидентных компаний (за исключением офшорных юрисдикций, дивиденды, полученные из этих стран, будут облагаться по ставке 15%). Сняты все ранее действующие условия по обложению дивидендов по ставке 0% (плательщик – резидент ЕС или доля владения латвийской компании более 25%).

2. Доходы от прироста капитала также освобождаются от налогообложения, за исключением капитала, полученного от продажи долей дочерних компаний, находящихся в странах, которые согласно законодательству Латвии признаются офшорными юрисдикциями (в этом случае ставка налога – 15%).

3. Отменен налог у источника при выплате дивидендов из Латвии зарубежным компаниям (ранее налог у источника составлял 10%). Единственным исключением являются дивиденды, выплачиваемые в офшорные юрисдикции согласно законодательству Латвии, ставка в этом случае стандартная для данного вида стран – 15%.

 С 1 января 2014 года в силу вступят дополнительные поправки к Закону, которые устанавливают ряд льгот при налогообложении процентов и роялти.

4. Налог у источника будет упразднен при выплате процентов зарубежным компаниям. Условия в отношении выплаты процентов аналогичны новым нормам по выплате дивидендов.

5. Новая редакция закона отменяет налог у источника при выплате роялти из Литвы зарубежным компаниям вне зависимости от вида интеллектуальной собственности (действующее законодательство предусматривает ставку налога в зависимости от вида интеллектуальной собственности в пределах от 5% до 15%). Исключение составят только офшорные юрисдикции.

Заключение Консультантов:

1. Установление максимальных ставок по дивидендам позволит уплачивать в РФ налог у источника по ставке 10 %, а не 15% , как это установлено Налоговым кодексом РФ в п.3 ст. 284.

2. Пониженная ставка по роялти будет применяться в случае, когда получатель является конечным владельцем дохода, т.е. правообладателем интеллектуальной собственности. По обычной ставке будут облагаться роялти, перечисляемые в пользу компании, которая сама является лишь держателем прав пользования данной собственности согласно лицензионному договору с третьей стороной.

3. Определение понятия постоянного представительства, на взгляд Консультантов, является более благоприятным по сравнению с рядом других соглашений, которые в последнее время были заключены РФ (например, изменения в соглашении с Кипром). В связи с этим, в большинстве случаев деятельность латвийских компаний через доверенных лиц в РФ само по себе не приведёт к образованию постоянного представительства в РФ.

4. Учитывая определение «резидент» в Соглашении Консультанты рекомендуют при использовании латвийских компаний соблюдать некоторые условия, а именно:

  • решения компании должны приниматься директорами на территории Республики Латвия;
  • предпочтительней, чтобы счет компании был открыт в латвийском или ином иностранном банке, но не в банке на территории РФ. Желательно, чтобы подписантами (распорядителями) по счету выступали резиденты Латвии;
  • договора от имени компании должны подписывать не доверенные лица, а директора — резиденты  Латвии;
  • компании желательно иметь «живой офис» с телефоном в Латвии.

5. В части положений об обмене информацией и помощи в сборе налогов следует отметить, что, как и в рамках других соглашений, заключенных между РФ и другими странами, предоставление таких запросов должно быть обосновано рядом условий. Консультанты считают, что среди условий для  запроса о предоставлении информации должно служить вступившее в силу решение суда о взыскании с налогоплательщика определенной налоговой задолженности, а также тот факт, что в стране-взыскателе у налогоплательщика-должника отсутствует имущество, достаточное для взыскания причитающихся налогов.

6. Помимо льгот, предоставленных Соглашением между РФ и Латвий, в Латвии в целом создан более благоприятный климат для деятельности международных холдинговых компаний, инвестиционной деятельности, в том числе для владения активами на территории РФ.