main.jpg



Инкотермс-2020

С 1 января 2020 года в новой редакции вступают в силу Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс-2020, изданные Международной торговой палатой (далее – «Инкотермс», «Правила»).

Инкотермс были созданы в 1936 году, с целью предоставить бизнесу согласованный набор международных правил толкования наиболее часто используемых торговых терминов, отражающих самые распространённые в международной торговле коммерческие условия, такие как, обязанности продавца и покупателя, распределение расходов между ними, определение момента передачи товара и перехода риска случайной гибели, а также иные аспекты международных торговых сделок.

Новая редакция выпускается регулярно каждые 10 лет.

C момента создания в правила неоднократно вносились изменения, отметим некоторые из них.

-    Инкотермс 1980. Введён термин FCA с целью фиксации распространенной в то время практики признания пунктом передачи товара не «переход через поручни судна» (как традиционно это было на условиях FOB), а в определённой точке, на суше, до погрузки товара на борт судна, там, где товар в контейнере ожидает морской перевозки или доставки различными видами транспорта.

-    Инкотермс 1990. Были введены дополнительные разделы, касающиеся обязанности продавца предоставить документы поставки, а также появилась возможность вместо бумажных документов предоставить EDI сообщения, если стороны согласовали электронный способ коммуникаций.

-    Инкотермс 2000. Одним из нововведений, возложенных на продавца, стала обязанность по экспортной таможенной очистке (раньше это было на покупателе). Помимо этого, установлены обязанности продавца на условиях FCA по погрузке товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, а также обязанности покупателя принять товар не разгруженным, в случае его доставки на транспортном средстве продавца.

-    Инкотермс 2010 объединила термины категории D, удалив DAF (Delivered on Frontier), DES (Delivered Ex Ship), DEQ (Delivered Ex Quay) и DDU (Delivered Duty Unpaid) и добавив термины: поставляется в терминале DAT (Delivered At Terminal) и поставляется на месте DAP (Delivered At Point).

 

Цель таких обновлений — отражение новых тенденций развития международного торгового оборота.

 

Основные изменения в Инкотермс 2020 касаются вопросов:

-    безопасности перемещения товаров;

-    уровней страхового покрытия в базисах CIF и CIP;

-   передачи бортового коносамента для целей расчетов по аккредитиву;

-    распределения рисков при перевозке собственным транспортом продавца или покупателя;

-    обеспечения требований безопасности при перевозке товаров.

Остановимся на наиболее значимых изменениях по сравнению с предыдущей редакцией Правил.

Изменения Редакция Правил от 01.01.2020 Предыдущая редакция Правил 2010 года
Уровни страхового покрытия                    в терминах CIF и CIP Термин CIP в новой редакции обязывает продавца обеспечить за свой счет страхование груза, соответствующее оговорке «А» Института лондонских страховщиков («покрытие всех рисков»). Термин CIF сохраняет прежнюю редакцию в части уровня страхового покрытия (оговорка «С» Института лондонских страховщиков). Стороны вправе согласовать в договоре иные условия страхования товара, чем предусмотрено торговыми терминами. Согласно прежней редакции пункта А3 терминов CIF и CIP, Продавец обязан за свой счет осуществить страхование груза, соответствующее, по крайней мере, минимальному покрытию, как это предусмотрено оговоркой «С» Института лондонских страховщиков (Institute Cargo Clause) или иными подобными условиями, что обеспечивает минимальное покрытие рисков. 
Организация перевозки товара собственным транспортом покупателя или продавца В новой редакции правил FCA, DAP, DPU и DDP прямо предусматривается право стороны, на которую, в соответствии с договором, возложена обязанность по доставке товара, либо заключить договор перевозки с перевозчиком, либо организовать перевозку товара самостоятельно и за свой счет В версии Инкотермс 2010 вопросы перевозки товара (в зависимости от термина Инкотермс), регулировались с позиции, что для организации перевозки товара привлекается третье лицо – перевозчик.
Обеспечение безопасности перевозок Новая редакция Инкотермс предусматривает четкое распределение обязанностей по обеспечению безопасности перевозки грузов. Так, согласно пунктам А4 каждого термина, на продавце лежит обязанность по соблюдению требований безопасности транспортировки грузов до места назначения (CPT, CIP, DAP, DPU, DDP, CFR) /момента доставки (FCA, FAS, FOB, CIF). Продавец обязан предоставить всю имеющуюся у него информацию, в том числе необходимую для обеспечения исполнения требований безопасности транспортировки грузов (EXW). Продавец несет все расходы, связанные с обеспечением требований безопасности при:а) экспорте (FCA, CPT, CIP, FAS, FOB, CFR, CIF);

б) экспорте, транзите (DAP, DPU);

в) экспорте, транзите, импорте (DDP).

В ранее действующей редакции данные положения отсутствовали.
Название термина DAT (Delivered at terminal) изменено на DPU (Delivered at place unloaded) Согласно термину DPU (доставка до места с разгрузкой), продавец обязуется доставить и разгрузить товар согласованном месте назначения. Данным изменением подчеркивается, что поставка товара по данному термину может осуществлять не только до терминала, но и в другое место назначения, согласованное продавцом и покупателем. В предыдущей редакции правила содержали термин DAT (Delivered at terminal) – доставка до терминала.
Распределение расходов Теперь п. А9/B9 терминов посвящены вопросу распределения расходов между сторонами контракта. Аналогичное положение содержалось в предыдущей редакции терминов в п. A6/B6, но отдельными положениями могли предусматриваться дополнительные расходы, не включенные в общий перечень.Например, обязанность продавца по просьбе покупателя за свой счет оказать содействие в получении транспортного документа (A8, FOB 2010). В перечень, предусмотренный п. A6 Инкотермс-2010, не включена.

В новой редакции эта проблема решена путем дублирования соответствующего положения как в общем перечне о распределении расходов (A6/B6), так и в специальных положениях.

Передача бортового коносамента при FCA Часто при исполнении договора международной купли-продажи, заключенного в соответствии с термином FCA, когда груз передается для морской перевозки, одной из сторон запрашивается бортовой коносамент, подтверждающий загрузку товара на борт судна перевозчика. Бортовой коносамент может требоваться банком одной из сторон при проведении расчетов по аккредитиву.Новые правила Инкотермс-2020 теперь предусматривают дополнительное условие (A6/B6): стороны могут предусмотреть в договоре обязанность покупателя поручить перевозчику выпустить и передать покупателю транспортную документацию, подтверждающую загрузку товара на борт судна (бортовой коносамент). Если покупатель поручил перевозчику выпустить и передать транспортную документацию, подтверждающую загрузку судна, продавец обязан обеспечить передачу соответствующей документации покупателю.